Ученые объяснили, как долго молодежь в России может протянуть без интернета
Степень зависимости российской молодежи от интернета определили исследователи Тюменского государственного университета (ТюмГУ), 15 сентября сообщает пресс-служба вуза.
Исследование результатов опроса, проведенного среди учащейся (старшеклассники и студенты учреждений среднего профессионального и высшего образования) и работающей молодежи Тюменской области, было освещено в статье социологов ТюмГУ Галины Ефимовой и Максима Семенова «Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей)», опубликованной в журнале «Вестник Российского университета дружбы народов».
Опрос выявил, что большинство молодых людей могут решиться на однодневный детокс от интернета, совсем немногие из них согласны отдохнуть от социальных сетей целый месяц. Однако те, кто могут не пользоваться виртуальным общением в течение недели, считают и более возможным продление такого детокса на месяц.
Современная молодежь «живет» в интернете. Информационные потоки, влияющие на личность, находящуюся в периоде становления, очень велики и с каждым годом возрастают, что и обуславливает необходимость междисциплинарного изучения положительных и отрицательных последствий внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в жизнь конкретных людей, особенно молодых.
ВЦИОМ ранее сообщал, что 95% подростков зарегистрированы в различных социальных сетях и имеют там собственные аккаунты; 89% тех, кому 14–17 лет, практически ежедневно ими пользуются. Всё это вызывает опасения по поводу возрастания риска интернет-зависимости, которая может перерастать в фобию, когда у человека возникает непреодолимая боязнь остаться без мобильного телефона или вдалеке от него (номофобия).
Психологи и социологи всё чаще заговаривают о цифровом детоксе (digital detox) — осознанном, добровольном отказе на определенное время от использования интернета, гаджетов и других цифровых устройств с целью отдыха от виртуального мира и информационных потоков, снятия стресса.
Исследование ученых ТюмГУ попыталось ответить на вопрос, готова ли российская молодежь к такому детоксу.
Результаты опроса показали, что основная цель использования молодежью социальных сетей — это получение новой информации (81%) и потребление развлекательного видео- и аудио контента (72%); свои образовательные потребности в Сети удовлетворяют 32% в группе учащейся молодежи.
Интенсивность поиска молодежью своей идентичности с возрастом снижается, одновременно уменьшается и стремление к поддержанию социального статуса в виртуальной реальности.
Косвенно определить, насколько высока потребность молодежи в виртуальных социальных сетях, можно через готовность отказаться от них на определенный период времени — от суток до месяца.
Наибольшую готовность к цифровому детоксу на короткий промежуток времени показали старшеклассники (84%). К продолжительному отказу от социальных сетей готово больше работающей молодежи, и некоторые из них даже имеют подобный опыт (32%), но среди старшеклассников и студентов таких оказалось не более четверти от числа опрошенных — 24% и 25% соответственно.
Чем ниже уровень доверия респондента к информации в соцсетях, тем проще ему отказаться от их использования.
Исследование проводилось в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики».