Эксперты SS: экономический спад в Китае сильно ударит по экономике Намибии
Замедление экономической активности в Китае окажет негативное влияние на экономику Намибии. Такой прогноз дала местная фондовая брокерская компания Simonis Storm (SS), 24 мая пишет газета New Era LIVE.
В подробном отчете о последствиях снижения активности во второй по величине экономике мира экономист SS Тео Кляйн предупреждает, что Намибию может ожидать сокращение экспорта, сокращение прямых иностранных инвестиций и рост инфляции, поскольку продолжающаяся коронавирусная изоляция Китая усиливает опасения по замедлению китайской экономики.
Это уже привело к тому, что прогнозы роста ВВП Китая были пересмотрены в сторону понижения. Пекин теперь прогнозирует рост ВВП на 5,5% в 2022 году, а глобальные исследовательские компании теперь прогнозируют 4,9% вместо прежнего прогноза в 5,3%.
В апреле 2022 года Международный валютный фонд (МВФ) пересмотрел прогноз ВВП Китая на 2022 год в сторону понижения с 4,8% до 4,4%, хотя последние квартальные данные показывают рост на 4,8% в первом квартале 2022 года.
В отчете SS приводятся данные последнего прогноза МВФ «Перспективы развития мировой экономики на 2022 год», опубликованного в апреле 2022 года, в котором говорится, что замедление экономического роста в Китае может затормозить восстановление экономики стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, особенно экспортеров сырьевых товаров.
«Несмотря на то, что в среднесрочной перспективе наблюдаются положительные сдвиги с положительным побочным эффектом для экспортеров сырьевых товаров, которые обсуждались ранее, инфекции COVID-19 и политика нулевого уровня COVID остаются ключевым риском для восстановления экономики в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, включая Намибию», — говорится в отчете.
SS также отмечает, что многие намибийские компании полагаются на импорт оборудования из Китая, которое используется, например, в проектах по возобновляемым источникам энергии, таких как солнечные панели.
SS считает, что из-за уменьшений объемов производства и поставок солнечного оборудования можно ожидать задержек выполнения таких проектов и увеличения затрат. «Оборудование можно закупать на альтернативных рынках, но обычно по более высоким ценам, чем в Китае. В результате это также может увеличить стоимость местных проектов по возобновляемым источникам энергии», — предупредила SS.
С точки зрения экспорта, Китай является вторым по величине торговым партнером Намибии, доля Китая в экспорте Намибии за последние пять лет составляла в среднем 19,1%.
«В экспорте в Китай преобладали полезные ископаемые (в основном уран) и рыба. Урановые рудники, вероятно, испытают наибольшее негативное воздействие, которое, однако, не скажется на экспорте намибийской рыбы, учитывая, что рыба является основным продуктом питания в Китае» — считают аналитики SS.
Намибия в основном импортирует капитальные, потребительские и промежуточные товары, а также одежду и текстиль. Что касается доходов Южноафриканского таможенного союза (SACU), Китай является крупнейшим импортером Южной Африки и вторым по величине импортером Намибии. Таким образом, любое значительное сокращение торговли с Китаем в результате замедления экономического роста в КНР сократит доходы SACU и усилит давление на государственные финансы, отмечено в отчете SS.
В нем подчеркнуто, что ключевым риском для местных цен на топливо будет снятие Китаем блокировки перемещений в различных городах. «Поскольку Китай вновь открывает некоторые города, а промышленное производство и транспортные услуги возобновляются в обычном режиме, мы ожидаем, что увеличение спроса окажет повышающее воздействие на мировые цены на нефть», — говорится в отчете.
Суточная потребность Китая в нефти обычно составляет около 40 млн баррелей в день, она значительно снизилась до 28 млн баррелей в день из-за введенных коронавирусных ограничений.
В связи с этим SS предупредила, что даже когда Китай возобновит нормальную экономическую активность, вызванный этим рост цен на нефть вместе с более слабым южноафриканским рэндом, к которому привязан намибийский доллар, может поднять цену на нефть и привести к дополнительному скачку цен на топливо в Намибии.
Более того, ожидается, что политика Китая по борьбе с COVID-19, которая препятствует нормальной работе портов и других логистических служб, будет поддерживать высокие транспортные расходы, что приведет к повышению цен на товары общего назначения, импортируемые Южной Африкой и Намибией.
«Это означает, что цены на электронику, мебель и одежду в Намибии могут расти до тех пор, пока будут нарушены цепочки поставок в Китае. Рост стоимости импорта вместе с более слабым рэндом увеличат расходы на импорт и могут сократить баланс текущего счета, если в Намибии этому не будет противодействовать сильный рост экспорта», — предупредила SS.
Теперь, когда Китай сталкивается с более жестким внутренним бюджетом, он впервые за десятилетие снизил свои финансовые обязательства перед Африкой с $60 млрд в 2018 году до $40 млрд в 2021 году. По данным Шанхайского института международных исследований, отмечают в SS, более высокий риск погашения долга странами с низким уровнем дохода отпугивает китайских инвесторов. «Если экономика Намибии не зафиксирует значительный подъем, Намибия может ожидать меньшего притока FDI (прямых иностранных инвестиций) из Китая в ближайшем будущем», — говорится в отчете SS.