1. Политическая война
  2. Политика Ватикана
Рим, / ИА Красная Весна

Главный раввин Рима: молитва за мир не должна «отменять моральные оценки»

Изображение: Вячеслав Седых © ИА Красная Весна
Италия Ватикан Собор Святого Петра
Италия Ватикан Собор Святого Петра

Хотя вооруженный конфликт всегда является «оскорблением человеческого достоинства», иногда необходимо победить зло, заявил в ответ на неоднократные призывы папы римского Франциска положить конец войне в Газе главный раввин Рима Риккардо ди Сеньи. Об этом 31 октября сообщает американский католический портал Crux.

С тех пор, как в начале этого месяца разразилась очередная израильско-палестинская война после внезапного нападения ХАМАС, около 1400 израильтян были убиты, а бомбардировки Израилем сектора Газа на данный момент унесли жизни порядка 5 тыс. палестинцев.

Ранее глава Святого Престола признал право Израиля на самооборону и попросил вернуть взятых ХАМАС заложников, но также призвал к пропорциональному ответу и защите гражданского населения в секторе Газа. Он организовал два дня молитвы за мир, 17 октября и 27 октября, которые ознаменовали особый святой час в базилике Святого Петра.

В ответ на последний день молитвы, поста и покаяния понтифика 27 октября главный раввин Рима Риккардо ди Сеньи в тот же день опубликовал открытое письмо в итальянской газете La Repubblica, в котором говорится, что новости о глобальных конфликтах вызывают тревогу, и есть надежда, «что все закончится как можно скорее».

Общественный резонанс, демонстрации и политическое давление являются естественными реакциями, но для верующих существует также молитва, сказал он, заявив, что молитва «передает чаяния личности, она эффективна для объединения группы, выражения боли и просьбы об утешении и помощи» и чтобы положить этому конец».

Можно молиться за мир, сказал он, «но нам нужно увидеть, что это за мир, если это мир, в котором зло побеждено, или мир, который удовлетворяет агрессоров и насильников после того, как они оставят побежденных ранеными и оскорбленными».

Люди также могут молиться о падении своих врагов или о победе в войне, но «все зависит от того, кто эти враги», сказал он, отметив, что все стороны заявляют, что ведут справедливую войну.

«Войны всегда являются оскорблением человеческого достоинства, они несут смерть и разрушения, и их, безусловно, следует избегать», — заявил он, добавив, что «когда на карту поставлено существование человека перед лицом непримиримого врага, пацифистская альтернатива морально сомнительна».

Конфликты никогда не делятся на все плохое с одной стороны и все хорошее с другой, «но, безусловно, есть лучшие и худшие», подчеркнул он. «Молитва может стать алиби для очистки совести, для установления неуместного равноудаления, отмены моральных оценок».

С этой целью он процитировал книгу Исход, когда после бегства из Египта евреи оказались лицом к морю с одной стороны, а египетская армия ждала, чтобы вернуть их в рабство, с другой.

В этот момент «Моисей начал молиться», сказал Ди Сеньи, отметив, что в этом отрывке Бог ответил Моисею словами: «Почему ты взываешь ко Мне? Скажите народу Израиля, чтобы он пошел вперед».

«Есть время для молитвы и время для действия», — сказал Ди Сеньи, отметив, что несколько библейских пророков критиковали такую «религию, в которой формальным действиям не предшествует покаяние, признание ошибок, исправление неправильных мнений, начиная с со своими и продолжая с чужими».

«Благодаря этим предпосылкам ценность молитвы и призыва к миру вырастет, она станет выше, более достоверной и более эффективной», — сказал он.

Несмотря на письмо Ди Сеньи, папа Франциск в своем воскресной проповеди продолжал призывать к молитвам за мир, поблагодарив всех, кто принял участие в дне молитвы, поста и покаяния 27 октября, сказав: «Давайте не сдаваться».