Коррупция и боевики вынудили Китай отказаться от проектов в Пакистане — СМИ

Изображение: (cc) Anthony Maw
Китайский и пакистанский пограничники
Китайский и пакистанский пограничники

Китай отказывается от первоначального плана по строительству инфраструктуры на $60 млрд в ходе создания экономического коридора Китай-Пакистан (CPEC). Произошло это на фоне растущей коррупции в Пакистане и боевых атак на китайских инженеров, утверждается в статье, опубликованной 25 декабря индийской газетой The Economic Times.

В публикации сообщается, что общий объем кредитования СРЕС со стороны государственного Банка развития Китая и Экспортно-импортного банка Китая снизился с наибольшего значения в $75 млрд, заявленного в 2016 году, до $4 млрд на 2019 год. Данные Бостонского университета в США показывают, что за 2020 год эта сумма еще сократилась примерно до $3 миллиардов.

Специалисты того же университета полагают, что это снижение вызвано так называемой стратегией переосмысления Пекина в отношении его проекта «Один пояс, один путь». Последний, по их мнению, подвергся широкой критике из-за «структурных недостатков», включая непрозрачность, коррупцию, чрезмерное кредитование бедных стран, приводящее к «долговым ловушкам» и «неблагоприятные социальные и экологические последствия».

В то же время правительство Пакистана подвергается критике внутри страны, поскольку не придает приоритетное значение крупным китайским инвестициям в инфраструктуру и не способствует их ускорению.

Правительство Пакистана, говорится в сообщении, приостановил несколько проектов CPEC из-за коррупции. В частности, Комиссия по ценным бумагам и биржам Пакистана выявила предполагаемые нарушения на сумму более $1,8 млрд у 16 независимых производителей электроэнергии страны. При этом около трети энергокомпаний Пакистана вовлечены в китайские проекты в рамках CPEC.

Помимо этого данная комиссия выявила превышение прибыли, полученной китайскими энергетическими компаниями. Так, компаниям Huang Shandong Ruyi Pakistan Ltd (HSR) и Port Qasim Electric Power Co Ltd (PQEPCL) в сумме было переплачено 483,6 миллиарда рупий ($3 млрд).

Одновременно с этим боевики в провинции Белуджистан усилили атаки на проекты CPEC и работающих здесь граждан Китая. Исламабад попытался смягчить опасения Китая по поводу безопасности, предоставив здесь своим военным больший контроль.

Газета сообщает со ссылкой на источник в Министерстве планирования Пакистана, что Пекин для стимулирования работ по проектам CPEC дал принципиальное согласие Пакистану на использование нового механизма. Согласно нему страна может создавать совместные предприятия с компаниями, не являющимися китайскими.

Например, речь идет о модернизации железной дороги Карачи-Лахор-Пешавар на сумму $6,2 млрд. А также о развитии «полдюжины особых экономических зон».

Медленное выполнение высокотехнологичных проектов CPEC обсуждалось, как сообщается, на встрече, состоявшейся в прошлом месяце между новым послом Китая Нонг Ронгом и министром иностранных дел Пакистана Шахом Мехмудом Куреши в Исламабаде. Согласно первоначальным планам в Пакистане должно быть построено не менее восьми специальных экономических зон для таких проектов.

На этом фоне пакистанских политиков беспокоит проблема долга страны. «Пакистан попал в долговую ловушку из-за неспособность правительства провести реформы и слабое фискальное управление», — говорится в исследовании специалистов пакистанского Института политических реформ, находящийся в Лахоре.

Предоставит ли Пакистан своим военным почти полный контроль над CPEC, чтобы убедить Китай в том, что их инвестиции более безопасны, задается вопросом автор публикации. Только из этого станет ясно, как подчеркивается, отказывается Пекин от вложения $60 млрд по причинам безопасности или по другим, которые до сих пор не ясны.