Эксперты: курс истории в российских школах небходимо синхронизировать

В. Цветков. Нерешенная задача. 1969 год.
В. Цветков. Нерешенная задача. 1969 год.

Синхронизировать курсы отечественной и мировой истории призвали эксперты, участники круглого стола по курсу истории в школе, 15 декабря, сообщает ТАСС.

По словам главного редактора корпорации «Российский учебник» Руслана Гагкуева: «У нас произошла рассинхронизация в изучении истории России и всеобщей истории. Мы, если говорить об историко-культурном стандарте по истории России, перешли к линейной схеме, а всеобщую историю продолжаем изучать по концентрической».

Председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин сообщил, что необходимо не только синхронизировать курсы российской и мировой истории, но и разработать образовательный стандарт по курсу всемирной истории — аналогичный стандарту, который используется для создания учебников по истории России.

Заведующий редакцией истории, обществознания и права издательства «Просвещение» Егор Бакаляр отметил, что решать проблему нужно на уровне министерства.

Напоминаем, до 2013 года в российских школах действовала концентрическая система преподавания отечественной и мировой истории. Концентрическая система предполагает, что история по всем периодам изучается школьниками до 9 класса, а в 10 и 11 классе происходит повторение уже изученного.

В октябре 2013 года директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян объявил, что российские школы будут переходить на линейную систему преподавания отечественной истории. Линейная система означает, что история изучается последовательно до 10 класса, без повторения ранее изученных тем.

Ранее курсы отечественной и мировой истории были синхронизированы, чтобы в одно время школьники изучали один и тот же исторический период, однако, в результате введения линейного стандарта по отечественной истории произошла рассинхронизация курсов.

Комментарий редакции

Синхронизировать курсы истории — действительно важная задача. Но эта задача возникла вследствие не до конца продуманного перехода к линейной системе преподавания отечественной истории. Действительно ли это необходимо делать отдельно от мировой истории, нарушая целостность учебного процесса?

Кроме того, сама линейная система вызывает обоснованную критику со стороны учителей, которые указывают на создаваемый этой системой проблемы. Например, если школьник уходит после 9 класса получать среднее профессиональное образование (техникум и т.п.), он пропускает курс отечественной истории XX века. Кроме того, в условиях ЕГЭ концентрическая система более практична, поскольку позволяет ученику перед сдачей экзамена повторить все изученные ранее исторические темы. При линейной системе такой возможности нет.