Джонсон всегда рассчитывал на отмену протокола по Северной Ирландии — Фрост

Уинслоу Хомер. Здание парламента. 1881
Уинслоу Хомер. Здание парламента. 1881

Правительство Бориса Джонсона «всегда надеялись», что протокол Северной Ирландии в конечном итоге рухнет, заявил бывший главный переговорщик по Brexit лорд Дэвид Фрост, комментируя в парламенте так называемое Виндзорское соглашение, 12 сентября пишет The Guardian.

«Правительство Джонсона, в состав которого я входил, всегда придерживалось мнения (многие критиковали нас за это), что протокол был неудовлетворительным и временным, — сказал Фрост. — Мы всегда надеялись, что, в конечном итоге, разногласия со стороны Великобритании приведут к краху протокольных соглашений, будь то путем консенсуса посредством голосования, дальнейших переговоров или иным образом. Нам всегда хотелось чего-то лучшего».

Протокол был необходим, потому что Джонсон продавливал версию Brexit, которая вывела бы Великобританию из единого рынка и таможенного союза ЕС, но без необходимости введения контроля над товарами на границе между Ирландией и Северной Ирландией, сказал Фрост.

Решение (исходный протокол) предусматривало введение проверок и условий на некоторые товары, идущие из Великобритании в Северную Ирландию. Юнионисты ненавидели это, но сделка вывела из тупика отношения с Брюсселем и позволила Джонсону пойти на выборы 2019 года, утверждая, что у него есть «готовое к этому» соглашение о Brexit. Через несколько недель после его победы Великобритания официально вышла из ЕС.

В своем выступлении в аналитическом центре Policy Exchange в 2022 году Фрост сказал, что протокол не идеален, но он и Джонсон согласился с ним.

В той же речи он также сказал, что, когда протокол был согласован, он предполагал, что отношения с ЕС улучшатся после Брексита и что они найдут способ сделать протокол «работоспособным». В то время он также предполагал, что протокол продлится до 2024 года, сказал он, и к этому времени в Великобритании произойдет «столько внутренних реформ и изменений… что для Северной Ирландии было бы самоочевидно привлекательно прекратить действие протокола и положить конец протоколу».