1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Нью-Йорк, / ИА Красная Весна

Рок или случай: как человек воспринимал игру в кости в разные эпохи

Изображение: blickpixel, pixabay, cc0
Игральные кости
Игральные кости

Изменение взглядов людей на рок и случай в период от Рима до Нового времени исследовали антропологи из США на примере эволюции игральных костей, 11 февраля сообщает Вести.Ru.

Йелмер Иркенс и Алекс де Вогт систематизировали данные о найденных археологами игральных костях на территории Голландии. Ученых интересовали находки, принадлежность которых к тому или иному историческому периоду была точно установлена. Другим критерием отбора было наличие у них кубической формы. Такой подход позволил ученым проследить, как изменялись игральные кости с течением времени.

Самые ранние находки относились к периоду «римской оккупации». Приблизительно в 55 году до нашей эры войска Юлия Цезаря захватили часть территории современных Нидерландов. Римские кости могли быть изготовлены из самых разнообразных материалов: от свинца до глины. При этом их форма была довольно несимметричной, а грани содержали бугорки и выемки.

Исследователи предположили, что римляне целиком полагались на волю богов, от которой зависел результат игры, поэтому неровности сторон кубиков им были безразличны.

С закатом Римской империи связано малое количество найденных костей в период между 400 до 1000 годами нашей эры. Возвращение популярности игральных костей относится к 1100 — 1450 годам. Кубики данной эпохи производились преимущественно из органических материалов (кость, олений рог и т. д.) и имели более правильную форму по сравнению с римскими образцами.

Развитие науки, начиная с эпохи Возрождения (1450 год) и до конца Нового времени (1900 год), оказало влияние и на игральные кости. Находки этого периода отличались тенденцией к единообразию. В это время установились такие параметры кубиков, как симметрия сторон и нанесение числовых отметок. Йелмер Иркенс считает, что введение стандартов было попыткой сделать игру максимально честной.

Игроки того времени стали признавать роль объективных законов вероятности, влияющих на поведение кубиков. Этому поспособствовали исследования таких ученых, как Джироламо Кардано, Николо Тарталья и Галилео Галилей. Они вычислили, что в игре двумя кубиками вероятнее всего выпадет число семь. Это обусловлено такими комбинациями сторон, как 1+6, 2+5, 3+4 и т. д.

Антропологи повторили свое исследование на артефактах, найденных в Великобритании. Тенденции и периоды изменений игральных костей совпали с первоначальным результатом.

Ученые надеются, что в дальнейшем их работа поможет археологам более точно датировать исторические объекты, исходя из того, какой тип игральных костей был найден.