1. Экономическая война
  2. Мировой кризис
Москва, / ИА Красная Весна

Транснациональная корпорация забеспокоилась о бедных?

Изображение: Джон Багнольд Бургесс
Выдача разрешений нищим (1877)
Выдача разрешений нищим (1877)

Разрыв между бедными и богатыми — причина стагнации экономики, заявил эксперт, вице-президент Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» Юрий Бялый 17 октября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Эксперт прокомментировал слова председателя крупнейшей мировой компании Unilever Пола Полмена о том, что мир может погибнуть, если не перейдет на рельсы устойчивого развития и не будет учитывать интересы различных групп. Эксперт отметил, что пока большинство мировых денег стремится в финансовые спекуляции, которые в условиях продолжающейся кризисной неопределенности приносят доход, в отличие от непредсказуемых по результатам инвестиций в даже среднесрочные и, тем более, долгосрочные производственные проекты. И одновременно — о чем и говорит Пол Полмен — нарастают разрывы между благосостоянием узких групп наиболее богатых и остальными социально-экономическими стратами. Макроэкономически это продолжает кризис стагнации или низких темпов и плохого (экстенсивного) качества экономического роста, а социально-политически — обостряет все системы конфликтов и напряженностей в обществе: от расово-этнических до как бы «классовых».

«Оказалось, что неуправляемые рынки оказываются гораздо более мощным (чем управляемые — прим. ИА Красная Весна) — и уже нерегулируемым — генератором кризисности. Начиная с создания негласных олигополий (доминирование узкого круга компаний — прим. ИА Красная Весна) в ключевых сегментах экономики, продолжая изощренными махинациями субкриминального и откровенно криминального характера и завершая быстрым перераспределением национального богатства в руки крупнейших финансовых и финансово-производственных субъектов, то есть ограблением нижнего и среднего класса. А значит, повышением социально-экономической конфликтности и, главное, подавлением той предпринимательской среды, которая создает и выводит на рынок большинство действительно новой продукции и услуг», — рассказал Ю. Бялый.

Напомним, во времена Рейгана и Тэтчер (когда идеи экономиста Милтона Фридмана с отказом от регуляции рынка частично сработали в смысле выхода из кризиса и подъема частной экономической активности) тезис Фридмана о главном (и в большинстве случаев якобы практически единственно эффективном) способе госрегулирования экономики — управлении предложением денег (это и есть суть монетаризма), — стал чуть ли не догмой макроэкономики.

Фридман завоевал себе имя на почти тотальном отрицании идей Кейнса о необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь. Он проповедовал максимальную свободу рыночных отношений, жесткую денежную политику с управлением инфляцией при помощи минимального предложения денег (и дорогих денег, то есть высокой ставки ЦБ), максимальную приватизацию национальных активов и исключение или минимизацию государственного инструментария регулирования рынков.