Россия и Сербия обсудили обмен листа древнего Евангелия на работы Рериха
В ходе визита делегации министерства культуры РФ в Сербию стороны вновь обсудили вопрос об обмене 166-го листа Мирославова Евангелия, хранящегося в Санкт-Петербурге, на семь картин Николая Рериха, находящихся в Белграде, сообщили 21 февраля СМИ.
Заместитель министра культуры Ольга Ярилова заявила, что надеется на согласование всех необходимых процедур для этого обмена до конца весенней сессии Госдумы РФ, сообщает газета «Культура». Передача культурных ценностей другому государству требует принятия соответствующего закона парламентом страны, или двух стран, как в данном случае.
Скупщина Сербии 24 января одобрила обмен работ Николая Рериха на 166-й лист Мирославова Евангелия, написанного около 1180-го года и являющегося древнейшим памятником письменности Сербии. Что касается российской стороны, то соответствующий нормотворческий акт еще должен быть подготовлен правительством и принят Госдумой.
Договоренность об этом обмене была достигнута еще в январе 2019 года в ходе визита в Белград президента РФ Владимира Путина, сообщает портал Art Newspaper Russia. Ожидалось, что столь долго обсуждаемый обмен произойдет еще до конца 2019 года. Но необходимость принятия соответствующих законодательных актов парламентами сторон отодвинула реализацию договоренности на некоторое время.
Напомним, честь введения в научный оборот рукописи Мирославова Евангелия принадлежит русскому архимандриту Порфирию (Успенскому), обнаружившему его в 1840-х годах в одном из афонских монастырей. Именно им был увезен в Россию один лист манускрипта в качестве образца находки. Сама рукопись сегодня хранится в Национальном музее Сербии и считается национальным сокровищем этой балканской страны.
В том же белградском музее находятся и семь работ Николая Рериха: «Звоны» (или «Благовест») (1919), «Благие посетившие» («Святые гости») (1923), «Берендеи. Деревня» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), «Бургустан. Кавказ» (1913) и два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921).
Эти полотна раннего, «древнерусского» периода в творчестве художника были отправлены в Сербию самим автором в 1932 году, но вернуть их обратно не получилось, и через год они поступили в фонд Национального музея в Белграде.