Ученые получили новые, удивившие их знания об образе жизни клюворылых китов
Новые, удивившие их знания о мире одного из наименее изученных млекопитающих в мире — клюворылом ките, получили биологи-китоведы Ольга Филатова и Иван Федутин из Университета Южной Дании (SDU), 9 февраля сообщает пресс-служба вуза.
Клюворылы (Berardius bairdii) относятся к тем морским животным, которые обитают вдали от суши, в глубоких океанских водах, отыскивая себе пищу на глубинах более 500 метров. Так, океанологи зафиксировали в 2014 году рекорд глубоководного погружения, который поставил клюворыл Кювье, нырнувший не менее чем на 2992 метра. Клюворылому же киту принадлежит рекорд по самому продолжительному погружению — 222 минуты.
Занимаясь изучением клюворылов Бэрда, специалисты SDU неожиданно обнаружили их популяцию вблизи побережья в северной части Тихого океана во время экспедиции на Командорские острова и на более мелких водах, чем наблюдалось когда-либо ранее. Но тогда, в 2008 году, они только зафиксировали этот странный факт. Но потом они встречали клюворылов в этом районе снова и снова.
«Мы подозревали, что это стабильное сообщество, часто посещающее один и тот же район. Мы видели их каждый год до 2020 года, когда COVID-19 помешал нам вернуться на Командорские острова», — пояснила Ольга Филатова.
Эта популяция бэрдовских клюворылов паслась на мелководье глубиной менее 300 метров всего в четырех километрах от суши. Как отметила Ольга Филатова, это нехарактерно для данного вида. Она считает, что популяция, вероятно, адаптировалась к этой конкретной среде обитания, и это противоречит устоявшемуся представления о том, что все клюворылы кочуют далеко в море и на глубоких водах.
«Это означает, что вы не можете ожидать, что все особи определенного вида будут вести себя одинаково. И этот факт затрудняет планирование защиты видов — в этом случае, например, вы не можете планировать, основываясь на предположении, что клюворылы живут только далеко в „глубоком море“. Мы показали, что они также могут жить на мелководье и в прибрежных водах. Могут быть и другие места обитания, о которых мы пока не знаем», — указывает Ольга Филатова.
Есть много примеров того, как особи одного и того же вида китов ведут себя по-разному. В мире китов часто можно встретить группы одного и того же вида, живущие в разных местах, поедающие разную добычу, по-разному общающиеся и не любящие смешиваться с особями в других группах.
Некоторые группы кашалотов, например, вырабатывают собственные диалекты для внутреннего общения и не любят общаться с другими особями вне группы. Ольга Филатова предполагает, что социальное обучение в группе происходит тогда, когда формируются определенные предпочтения в выборе среды обитания и типе добычи.
Из существующих в животном мире множеств форм социального обучения самая сложная форма — это подражание. Животное видит поступки других и понимает их мотивацию и причины. Следующий этап — «локальное усиление» — животное видит другую особь, направляющееся в определенное место, и, следуя за ним, узнает, что это место имеет определенную ценность.
Так и популяция бэрдовских клюворылов на Командорских островах, считает Ольга Филатова, учится посредством «локального усиления»: они видят, что некоторые их сородичи выходят на мелководье недалеко от берега, а следуя за ними, вероятно, обнаруживают, что там много рыбы. «Это становится культурной традицией, и впервые культурная традиция наблюдается среди клюворылых китов», — отмечает она.
В 2008–2019 годах исследователи SDU наблюдали на Командорских островах 186 особей вида клюворылых китов Бэрда. Из них 107 особей появлялись там только однажды, что позволило определить их как транзитных китов. Но 79 животных были замечены на протяжении более одного года, и их определили как местных обитателей.
При этом 61 транзитный кит общался с местными обитателями, и семь из этих транзитных были замечены на мелководье.
«Транзитные животные не так знакомы с местными условиями, как обитатели, и поэтому предпочитают искать пищу на обычных для их вида глубинах. Но мы действительно наблюдали некоторых таких животных на мелководье. Это были особи, у которых была какая-то форма социального контакта с обитателями этих мест. Должно быть, именно при таком контакте они узнали о мелководье и его преимуществах», — считает Ольга Филатова.
Результаты исследования «странной» популяции клюворылых ученые представили в статье, опубликованной в журнале Animal Behaviour: «Необычное использование мелководных местообитаний может быть свидетельством культурной традиции клюворылых китов Бэрда».
Известно 24 вида клюворылов, которые относятся к зубатым китам, причем о некоторых известно только по находкам туш на берегу и черепам, а их фотографии редки.
Клюворыл Бэрда, иначе северный плавун, северный берардиус, дальневосточный бутылконос и берардиус Бэрда, относится к крупным зубатым китам, имеет характерный прикус с двумя парами зубов на нижней челюсти и является самым крупным из клюворылых китов, достигая в длину до 10 метров. Самка немного крупнее самца. Berardius bairdii является редким видом с сокращающейся численностью.
Впервые он был описан по черепу, найденному в бухте Старая Гавань на острове Беринга в 1883 году Л. Стейнегером, которому управляющий Командорскими островами Н. А. Гребницкий подарил этот череп. Свое латинское видовое название bairdii он получил в честь систематика С. Бэрда.