В Сочи состоялось заседание Евразийского межправительственного совета

Вопросы межгосударственного сотрудничества в рамках ЕАЭС были рассмотрены на заседании Евразийского межправительственного совета в узком составе в Сочи при участии глав правительств России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, сообщает Kazpravda.kz.
Михаил Мишустин, Роман Головченко, Алихан Смаилов, Никола Пашинян и Акылбек Жапаров обсудили работу по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
На заседании обсуждались шаги по реализации первого пакета мероприятий климатической повестки. Главы правительств также обсудили дальнейшее развитие интегрированной информационной системы и укрепление «цифрового» сотрудничества и формирование общего электроэнергетического рынка.
Обсуждались итоги переговоров по заключению соглашения о свободной торговле с Ираном и другие темы.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.