1. Культурная война
  2. Неофашизм в Европе
Осло, / ИА Красная Весна

В Осло открыли выставку, посвященную архитектору-фашисту

Изображение: (сс) Акутагава
Вид на здание Центросоюза (1928-1936, арх. Ле Корбюзье) с проспекта Академика Сахарова
Вид на здание Центросоюза (1928-1936, арх. Ле Корбюзье) с проспекта Академика Сахарова

Выставка «Ле Корбюзье у моря» открылась в Национальном музее столицы Норвегии Осло 5 мая, сообщает телеканал «Россия — Культура».

Представленные на выставке работы художника принадлежат к периоду 1926-1936 годов. Как отмечают организаторы, в этот период архитектор постоянно рисовал объекты природы, уезжая подальше из города для уединения с природой. К 30-м годам он кардинально сменил свои взгляды на архитектуру. Если до этого периода для его работ характерна идея «Дом — машина для жизни», то далее он стал тяготеть к природным материалам и функционализму.

Напомним, Шарль Ле Корбюзье французский архитектор, который родился в Швейцарии в 1887 году и умер 1965 году. Его работы до 30-х годов относились к авангарду искусства конструктивизма, главная идея его работ — «Дом — машина для житья».

В 1928 году его работа, в стиле конструктивизма, была признана лучшей на конкурсе проектов дома Центросоюза в Москве. На основе его проекта к 1933-му году было возведено здание Центросоюза. В 1930-х годах он сменил парадигму своего творчества. Его очередная попытка поучаствовать в конкурсе на создание Дворца Советов не имела успеха у советской власти и членов жюри конкурса.

Как отмечают его биографы, Франсуа Часлин и Хавьера де Жарси, примерно в 1920-е годы он начал увлекаться идеями фашизма и около 20 лет был членом французских фашистских партий, занимался пропагандой фашистских идей и был яростным антисемитом, признавал идеи Гитлера великими.

Комментарий редакции

Необходимо обратить внимание на тот факт, что ядром фашизма были религиозные организации, обращающиеся в своих культах к природе. В качестве примера здесь можно привести Общество Листа, Германенорден, Общество Туле. Фашисты искали новые идеи в обращении к природе и древних матриархальных культах.

На этом основании можно предположить, что Ле Корбюзье неспроста увлекался изучением природы и сменил направление своего творчества с конструктивизма на функционализм.

Сегодня мы наблюдаем, как Европа все активнее сдвигается в сторону правых, фашистский идей, и, возможно, именно поэтому творчество Ле Корбюзье стало объектом внимания организаторов выставки.