1. Классическая война
  2. Перевооружение ВС РФ
Москва, / ИА Красная Весна

«Ночной охотник». Транспортный самолет получит управляемые ракеты

Требования к вооружению ударной машины специального назначения, разрабатываемой на базе военно-транспортного самолета, изменило Министерство обороны РФ, сообщает 12 января издание «Известия» со ссылкой на источники в ВПК.

Новый воздушный транспорт с функциями огневой поддержки предназначен для непосредственной поддержки войск на поле боя. Он должен будет уничтожать пехоту, укрепления и бронетехнику противника днем и ночью в любых погодных условиях.

Проект под обозначением «Ночной охотник» стартовал в 2016 году. Отмечается, что базой для него должен был стать Ан-12, который, как выяснилось, не отвечает требованиям, предъявляемым к подобной технике. Машины подобного типа есть только в американской армии — это самолеты семейства АС-130 Gunship («Канонерка»).

По словам собеседников издания из ВПК, ранее предполагалось, что ударный военно-транспортный самолет будет вооружен только артиллерийскими системами. В настоящее время принято решение ввести в арсенал российской «летающей канонерки», помимо 57-миллиметровой пушки, управляемые авиационные средства поражения.

Дополнение арсенала самолета высокоточными бомбами и ракетами превратит машину в полноценный штурмовик, способный поражать наземные цели днем и ночью в любую погоду. Новая научно-исследовательская работа получила индекс «Ночной охотник — 1».

Первый контракт на научно-исследовательские работы по теме «Ночной охотник» был подписан между Минобороны и ПАО «Ил» еще в 2016 году. В его рамках исследовались возможность и целесообразность создания вооруженного артиллерией самолета. Исследования были завершены и приняты оборонным ведомством в декабре 2017 года.

Сообщение о новых планах создания самолета такого типа появились летом 2019 года. Отмечалось, что на первом этапе исследований переоборудуют Ан-12, на который установят две 57-миллиметровые автоматические пушки.

Как сообщил военный эксперт Владислав Шурыгин, до сих пор нет уверенности, что подобная машина нужна российским вооруженным силам. «Американцы создавали свой AC-130 для Сил специальных операций РФ. До сих пор он для поддержки спецопераций и используется. Такие самолеты пригодны для атак на боевиков и террористов, но к войне с серьезным противником они совершенно не приспособлены», — сказал Шурыгин.

Отмечается, что ударная версия американских военно-транспортных С-47, С-119 и С-130 была разработана во время войны во Вьетнаме в конце 1960-х годов. Переделанные из грузовых самолетов машины могли долго патрулировать в воздухе и непрерывно обстреливать цели с помощью пушек и пулеметов, кружа вокруг них. По скорости, дальности и огневой мощи они заметно превосходили вертолеты.

Уже в начале 1970-х годов такие самолеты стали нести серьезные потери во Вьетнаме. Ответным огнем автоматических пушек, ракетами ПВО и переносными ЗРК были сбиты шесть АС-130 и дюжина их предшественников, более простых AC-47D Spooky. «Канонерки» стали вновь востребованы в 2000-е годы во время войн США в Афганистане и Ираке и в операциях против террористов на Ближнем Востоке.

В настоящее время наиболее современной моделью «канонерки» является самолет AC-130J Ghostrider, поставки которого в американские войска начались в 2017 году. Запланировано принять на вооружение 32 воздушных судна подобного типа. На машины по-прежнему устанавливают мощную 105-миллиметровую гаубицу, которую дополняет скорострельная автоматическая 30-миллиметровая пушка.

Новая модель, в отличие от машин времен войны во Вьетнаме, может применять высокоточные бомбы и ракеты. При этом, по обнародованной Пентагоном статистике, обычная ударная авиация в ходе операции в Сирии против группировки ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) применялась в интересах спецназа гораздо чаще, чем «канонерки».

В современной России есть опыт использования вооруженных транспортных самолетов. В начале 2000-х годов погранслужбу на Дальнем Востоке поступили модифицированные патрульные Ан-72П, оснащенные пушкой и неуправляемыми ракетами. Машины несколько раз применяли свое оружие для остановки нарушителей. Так, в феврале 2001 года с его помощью был потоплен отказавшийся подчиниться сейнер браконьеров «Альбатрос-101».

Как сообщил бывший командующий четвертой армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко, полноценным штурмовиком транспортник быть не может, поскольку штурмовик — это боевой самолет, предназначенный для ударных задач и способный выполнять сложные маневры, например, модернизированный Су-25.

«На него ставится комплекс противовоздушной обороны и вооружение, которое может работать по земле. Су-25 действует по переднему краю и в тактической глубине, а эти рубежи прикрыты серьезной системой ПВО. Транспортный самолет представляет собой удобную цель. Он может работать только по формированиям, которые не имеют ПЗРК и даже пулеметов ДШК. Не способен он и пикировать, из-за чего не сможет применять многие виды вооружения. Но зато на его борту поместится внушительный арсенал», — пояснил Горбенко.

Издание отмечает, что в последние годы в России для вооружения пилотируемой и беспилотной авиации создано множество образцов высокоточного оружия малой дальности. Некоторые образцы этого вооружения уже прошли обкатку в боевых условиях в Сирии на ударных дронах. Разработаны также две модели скорострельных 57-миллиметровых орудий для оснащения наземных боевых машин. Подобное оружие может быть использовано и модернизированными военно-транспортными самолетами.