Бразильский епископат проигнорировал 60-летие военного переворота

Изображение: gov.br
Луис Инасиу Лула да Силва
Луис Инасиу Лула да Силва
Луис Инасиу Лула да Силва

Решение президента Бразилии Луиса Инасио Лулы да Силвы не продвигать официальные акты по случаю 60-й годовщины военного переворота 1964 года, приведшего к 21-летней диктатуре, было поддержано Национальной конференцией епископов Бразилии (CNBB). Об этом 3 апреля сообщает американский католический портал Crux.

На фоне напряженности в отношениях между его администрацией и вооруженными силами, которые в основном поддерживали предыдущего президента страны Жаира Болсонару и его попытку государственного переворота в январе 2023 года, Лула в начале марта приказал своим министрам не организовывать никаких церемоний (которые имели бы явный критический тон). чтобы отметить годовщину переворота 1964 года.

В феврале Лула подтвердил в интервью, что предпочитает не «размышлять» о последствиях переворота 1964 года, которые, по его словам, «принадлежат прошлому».

Католическая церковь, которая была основным участником сопротивления режиму военной хунты, традиционно отмечает годовщины переворота, подчеркивая важность демократии и уважения к человеческим ценностям.

Десять лет назад, в 50-ю годовщину переворота, CNBB опубликовал документ, в котором заявил, что «постдиктаторские поколения должны продолжать активно защищать верховенство закона» и подтвердил «приверженность Церкви защите демократии участия и социальной справедливости для всех».

Однако в этом году на сайте CNBB события 1964 года не упоминались. Ни одна публикация в социальных сетях в профилях епископата не упоминала 60-летие переворота, что представляет собой примечательный разрыв с традицией, сохранявшейся на протяжении последних нескольких десятилетий.

Напомним, Вооруженные силы Бразилии взяли под свой контроль страну в период с 31 марта по 1 апреля 1964 года на фоне большой политической нестабильности, свергнув президента Жоау Гуларта. Хотя военные обещали вскоре провести новые выборы, этого так и не произошло.

Коммунистическая партия была объявлена хунтой вне закона. Военные также взяли на себя косвенный контроль над многими профсоюзами и общественными движениями.

С годами правящий режим принимал все более жестокий характер и усиливал преследования представителей оппозиции. В 1968 году военные издали ряд законов, которые приостановили действие многих конституционных прав, положив начало годам жестокого авторитарного правления.

Известны многочисленные случаи нарушения прав человека в указанный период, включая тысячи незаконных арестов и случаев пыток. В официальном отчете сообщалось, что за этот период агентами государства были убиты или пропали без вести по меньшей мере 434 человека, однако исследования показывают, что в этот список следует включить еще сотни, особенно среди крестьян и активистов коренных народов, убитых режимом.

Хотя многие в церкви поддержали переворот 1964 года, а католические группы не только поддержали крестовый поход режима против левых, но и приняли в нем участие, в какой-то момент большая часть церкви взяла на себя роль во фронте сопротивления.

Многие священники, монахини и католики-миряне были вовлечены в политические организации и движения против диктатуры, а некоторые из них были арестованы, подвергнуты пыткам или убиты.

С тех пор, как режим стал более гибким, в конце 1970-х и начале 1980-х годов, Церковь всегда поощряла мероприятия, посвященные годовщинам переворота и вспоминанию историй священнослужителей, сыгравших центральную роль в борьбе против нарушения прав человека. Так, в частности, обстоит дело с кардиналом Паулу Эваристо Арнсом, который был архиепископом Сан-Паулу в худшие годы диктатуры и руководил тайной подготовкой обширного доклада о пытках в период с 1979 по 1985 год.

Отец Маноэль Годой, профессор теологии и защитник прав человека, говорит, что такие даты всегда нужно помнить и обсуждать, учитывая, что Бразилия несколько раз находилась под военным игом, начиная с XIX века, и никогда не могла свести счеты со своими собственными силами.

«Конечно, можно понять позицию президента Лулы по этому поводу. Но нам не обязательно с ним соглашаться», — сказал он.

Аналитики говорят, что Лула не хочет усиливать напряженность в отношениях с Вооруженными силами в рамках и без того сложной ситуации в стране.

Болсонару, армейский капитан в отставке, нанял тысячи военнослужащих для работы в своей администрации (2019–2022 годы) и назначил генералов и других чиновников, которые играли центральные роли во время своего пребывания в должности президента страны.

Согласно продолжающемуся расследованию, после поражения на выборах Луле в 2022 году он якобы обсуждал с военными лидерами возможность организации государственного переворота в Бразилии. Часть командиров согласилась поддержать его, но другие отказались от этой идеи. В 2023 году, через неделю после вступления Лулы в должность, тысячи сторонников Болсонару вторглись в правительственные здания в Бразилиа, якобы пытаясь заставить военных прийти к власти.

Расследование показало, что Вооруженные силы принимали активное участие в попытке государственного переворота, организованного Болсонару.

Военные много раз отмечали переворот 1964 года как одно из важных достижений в истории Бразилии, которое привело к тому, что они называют «революцией», и защитило страну от опасности коммунизма.

«Коммунизм неоднократно использовался в Бразилии как предлог для политических маневров», — напомнил Годой.

Он сказал, что, по его мнению, Лула ошибается, не желая отмечать 60-летие переворота, потому что «бразильцы не могут игнорировать действия военных в своей истории».

«Диктатура длилась 21 год и была ужасной для нации. Военные установили для себя несколько привилегий, которые продолжают существовать», — напомнил он.

Церковь не должна поддерживать подобные привилегии, добавил Годой. По его мнению, нет смысла иметь, например, военный ординариат, «поскольку не существует ни „рабочего“, ни „женского ординариата“.

По словам Антонио Фунари, возглавляющего Комиссию справедливости и мира Архиепископии Сан-Паулу, Церковь склонна занимать умеренную позицию из-за институциональных проблем, «но, как ни странно, величайший прогрессивный лидер в современном мире является частью Церкви — это папа римский Франциск»

«По нашему мнению, нам необходимо продолжать добиваться прогресса, иначе все может снова пойти вспять. Неспособность „размышлять о прошлом“ рискованна»,  — сказал он Crux.

Будучи лидером студентов-католиков в 1960-х годах, Фунари был задержан вскоре после переворота 1964 года за участие в проекте по распространению грамотности, вдохновленном Пауло Фрейре, в своем городе. В 1965 году его снова арестовали после того, как студенческая ассоциация Сан-Паулу, которую он возглавлял, организовала свои выборы.

Фунари еще дважды задерживали за его работу в качестве адвоката политических заключенных.

«К счастью, меня никогда не пытали. Моя деятельность как юриста была публично известна», — добавил он.

В 1983 году Фунари уже был известным правозащитником и начал работать с Комиссией справедливости и мира. На протяжении многих лет он сопровождал сотни дел политических заключенных и других жертв режима.

«Мы всегда выступали за то, чтобы Бразилия должна была внедрить инструмент правосудия переходного периода, чтобы адекватно справиться с наследием диктатуры. Мы по-прежнему поддерживаем эту идею», — сказал он.

В январе в рамках этих усилий Комиссия справедливости и мира направила Луле письмо с требованием воссоздать комитет, расследующий дела людей, убитых режимом или пропавших без вести в те годы.

«Я думаю, что все больше и больше людей осознают необходимость протестовать и требовать справедливости, когда дело касается диктатуры. Мы организовали марш 31 марта, и он стал самым масштабным за последние годы. Там было много католиков»,  — сказал Фунари.