Создатели малых модульных атомных реакторов США решили, что их время пришло

Советский плакат. Атом делу мира! 1950-е
Советский плакат. Атом делу мира! 1950-е

Тезис о необходимости декарбонизации экономики стран Запада и ситуация с ископаемым топливом, в которую загнал себя Запад в связи с ситуацией на Украине, позволили по-новому взглянуть на проблемы разработчиков малых ядерных ректоров модульного типа. 26 марта материал об этом опубликовал The Economist.

«Атомная промышленность считает, что у нее есть ответ: новое поколение малых модульных реакторов (SMR), предназначенных для того, чтобы стать дешевле, быстрее и менее финансово рискованными для реализации», — сообщается в статье.

В январе Европейский союз добавил атомную энергетику в список проектов, имеющих право на зеленое финансирование.

Авторы начинают с констатации факта, согласно которому ядерная промышленность не выполнила взятых на себя обязательств: избиратели считают, что производимые реакторы оказались намного дороже, чем было обещано; аварии и утечки дали атомной энергетике репутацию рискованного предприятия, несмотря на его потенциал обеспечить нулевую эмиссию диоксида углерода.

Попытки указать, что угольная энергия убивает гораздо больше людей, чем ядерная, не смогли убедить избирателей. Доля атомной энергетики в мировом производстве электроэнергии упала с 17,5% в 1996 году до 10,1% в 2020 году.

Издание отмечает, что Россия уже в 2019 году подключила к своей энергосистеме экспериментальную корабельную SMR «Академик Ломоносов». Китай, который строит больше крупных реакторов, чем где-либо еще, надеется, что к 2026 году на Хайнане будет работать свой первый коммерческий SMR. В прошлом году правительство Великобритании заявило, что ускорит планы по созданию 16 SMR, разработанных компанией Rolls-Royce. Американская фирма NuScale Power надеется, что ее первый SMR, который будет построен в Национальной лаборатории Айдахо, начнет выработку электроэнергии к 2029 году. Международное агентство по атомной энергии считает, что в настоящий момент в мире разрабатывается «около 50» проектов SMR.

Крис Колберт, директор по стратегии компании NuScale Power сообщил, что компания работает над созданием реактора мощностью 77 МВт. Реактор является малогабаритным: корпус модуля имеет высоту около 23 м, диаметр — около 8 м. Реактор имеет пассивную систему охлаждения (насосы не используются, идет естественная циркуляция воды). В компании полагают, что возможность изготовления модулей в заводских условиях позволит удешевить производство, сократить время сборки, а модульность позволит как широко распространить установки, так и собирать из них большие станции.

Разработка компании Rolls-Royce имеет номинальную мощность 470 МВт. Компания проектирует установку максимально большой мощности, большинство узлов еще возможно изготовить на заводах компании. Фирма рассчитывает, что такой подход позволит дешевле реализовать сложные, но эффективные решения.

Большинство разработок SMR ведется по классическим решениям. В качестве теплоносителя используется вода и водяной пар.

Однако ведутся разработки установок, где теплоносителем является натрий, свинец или гелий. Температура теплоносителя в таких проектах достигает 750°С. Это позволяет использовать установки в качестве источника энергии для огромного числа технологических процессов, включая, к примеру, производство стекла, керамики, выплавку металлов. Высокотемпературные процессы могут быть использованы для получения водорода путем термического разложения воды.

Комментарий редакции

Меры по дискредитации ядерной энергетики в глазах общественности, реализуемые с конца восьмидесятых годов прошлого века, преследовали цель удушения конкурентного преимущества СССР, добившегося как исключительных успехов в деле создания реакторов нового типа с пассивными системами безопасности и работающих на отходах радиоактивных процессов, так и в деле добычи урана и создания топливных элементов.

Современная Россия предприняла определенные меры для сохранения своего преимущества, однако принципы рыночной экономики, ставящей во главу угла максимизацию прибыли и скорейший возврат инвестиций, привели к существенному замедлению темпов развития отрасли. Этим шансом воспользовались китайские энергетики, сумевшие создать рабочие проекты и использующие в качестве конкурентного преимущества возможности кредитования потребителя практически на весь жизненный цикл продукта.

Эта модель не является рыночной в полном смысле этого слова: Китай просто заходит в страну и просто занимает в ней «слишком много места», объем которого гарантирует возврат инвестиций огромной группы китайских проектов.