1. Диффузные сепаратистские войны
  2. Казачество
Краснодар, / ИА Красная Весна

Доцент КубГУ предрек казачеству будущее отдельной нации

Изображение: Цитата из к/ф «Город Зеро». Реж. Карен Шахназаров. 1989. СССР
Отрезанный ломоть
Отрезанный ломоть

Отдельным народом назвал казачество доцент Кубанского государственного университета Вадим Кумпам 16 декабря в телепередаче «Право имею» на телеканале «Кубань-24», передает корреспондент ИА Красная Весна.

В ходе своего выступления Кумпан заявил, что современное казачество представляет собой не только разные общественные организации и объединения, но и отдельный народ.

При этом он провел параллель между казачеством и персонажем романа Александра Дюма Д’Артаньяном, который идентифицировал себя как гасконца, но не француза.

«Наверное, казаки точно также движутся к этому процессу, развиваясь как нация», — добавил Кумпан.

Однако, по мнению историка, навязчивые попытки насаждения казачьей идентичности ведут к отрицательному эффекту.

Отметим, что представление о казачестве, как об отдельном народе, давно оспаривается в научной среде. Существенная часть этнологов считает, что казачество, существовавшее на территории Российской Империи в статусе отдельного сословия, является субэтносом, т. е. частью русского народа, имеющей собственную специфику вследствие сословной и территориальной обособленности.

После ликвидации сословий на территории бывшей Российской Империи и в ходе процессов массовой миграции и урбанизации в СССР казачество перестало существовать как обособленная группа, став частью советского народа.

В законе РСФСР «О репрессированных народах» от 26 апреля 1991 года казачество названо «иной культурно-исторической общностью людей», не являющейся ни нацией, ни народом, ни этнической группой.

Представление о казачестве, как об отдельном народе было популярно в среде части казачьей эмиграции, сотрудничавшей с немецкими нацистами в годы Великой Отечественной войны.

Так, возглавлявший Главное управление казачьих войск вермахта экс-атаман донских казаков Краснов летом 1944 года заявлял: «Казаки! Помните, вы не русские, вы Казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам».

Идея Краснова об особом этническом статусе казачества служила обоснованием формирования за счет территорий СССР отдельного казачьего государства. Сегодня указанные идеи популярны в среде казачьих «самостийников» и экстремистов, исповедующих нацистские взгляды и противопоставляющих казачество русским, являющимся, по их мнению, «потомками крепостных рабов».

Комментарий редакции

Являлось ли историческое казачество отдельным народом — вопрос, как минимум, спорный. Бесспорно лишь то, что казачье население Российской Империи до 1917 года обладало определенной спецификой вследствие обособленного сословного статуса.

Что же касается современного казачества, то в современных условиях отсутствует какая-либо социально-экономическая база так называемого казачьего уклада с элементами военно-общинного самоуправления, пограничной функцией казачьих поселений, специфическим сельскохозяйственным укладом, сословной и территориальной обособленностью. Именно поэтому в Федеральном законе РФ №154-ФЗ от 05.12.2005 казаками названы «граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ». Тем не менее политические проекты формирования отдельного «казачьего народа» до сих пор популярны. С недавних пор их эпицентром стал Краснодарский край, руководство которого проводит политику навязчивого оказачивания региона, двусмысленность которой является серьезным риском для сохранения территориальной целостности России.