1. За рубежом: реальный мир
  2. Факты в истории
Париж, / ИА Красная Весна

Во Франции создали базу для поиска бывших рабовладельцев — 20 Minutes

Января Щудольского. Битва в Сан-Доминго
Января Щудольского. Битва в Сан-Доминго

Во Франции команда ученых разработала базу данных, позволяющая найти бывших рабовладельцев и узнать, сколько компенсаций они получили после отмены рабства. Об этом 7 мая сообщает французская газета 20 Minutes.

Это проект, над которым работали в течение 2 лет, был опубликован 7 мая, за 3 дня до национального Дня памяти рабства. База представляла собой поисковую систему, позволяющую получить имена рабовладельцев, краткие биографические сведения, а также историю полученных ими пособий. Войти в базу данных можно через два входа: 1825 и 1849, что соответствует двум датам, когда выплачивалась компенсация рабовладельцам.

Франция фактически два раза отменяла рабство и дважды выплачивала рабовладельцам компенсацию. Восстание рабов в Санто-Доминго (французская колония на острове Гаити), которое позже станет Гаити, в 1792 году открыло путь к первой отмене рабства, восстановленного двумя годами позже с приходом Наполеона Бонапарта к власти. Франсуа Туссен-Лувертюр, бывший гаитянским рабом, возглавил успешное восстание рабов и прекратил рабство к 1795 году. Но несмотря на это, его страна была вынуждена выплатить колонистам огромный долг по договору о компенсации, подписанному в 1825 году.

«Гаити заплатила до последнего франка в 1888 году», — прокомментировала Мириам Коттиас (Myriam Cottias), директор Международного исследовательского центр по проблемам рабства и пост-рабства.

Кровавое восстание в Санто-Доминго навело страх на поселенцев из других регионов, которые с этого момента стали готовиться к прекращению рабства. Они начали интенсивное лоббирование, чтобы получить пособия за отказ от рабов. Его они получили в 1849 году, примерно через год после отмены рабства Временным правительством Франции времен Второй Республики. Всего было выплачено 126 млн франков.

Исследования, проведенные докторантом Джессикой Балги (Jessica Balguy) для создания этой базы данных, показали, что компенсации стали настоящей «разменной монетой». По словам Балги, еще до того, как комиссия по пособиям определяла цену раба, некоторые люди уже получали их. Рабовладельцы были в долгах, и это было для них способом погасить долги.

Также выяснилось, что рабовладельцем не обязательно был белый человек. Среди рабовладельцев оказалось не менее 30% потомков рабов, как отметила исследователь. Причину этого она увидела в том, что «система брала всех».

«В обществе, основанном на рабстве, нет трудовых отношений вне рабства. У вас могут быть только рабы», — подчеркнула Коттиас.

Среди рабовладельцев оказалось много женщин: от 30 до 40%, по словам Балги. Многие белые женщины, становясь вдовами, после смерти мужа стали владельцами рабов. Не отставали от них и чернокожие женщины, обладающие титулами, потому что их было больше, чем мужчин, получивших свободу.

На Мартинике (заморский департамент Франции) они фактически составляли большинство среди населения свободных цветов и логически оказывались «более вовлеченными в экономические отношения», как резюмировала докторант. В Сенегале женщины-метисы или чернокожие, которые владели рабами и жили вместе с европейскими колонистами, даже имели одно прозвище — les Signares.

В свое время Виктор Шельшер (Victor Schœlcher), французский публицист и государственный деятель, боровшийся за отмену рабства во Франции, стремился дать компенсацию рабам. Но лоббирование хозяев рабов оказалось сильнее, так как они грозили выходом колоний из состава Франции, что могло привести экономику к краху.

«Они компенсировали владельцам рабов, потому что у последних были средства давления, которых не было у бывших рабов», — резюмировала Балги.

Создание базы могло стать шоком для многих людей, узнавшими, что их предки получили компенсацию за рабов, то есть были рабовладельцами, как отметила Коттиас. С точки зрения докторанта, в Вест-Индии (острова Карибского моря) многие уже знают кто и сколько получил. И ее совершенно не интересует, что люди будут делать с информацией, найденной ею в архивах.