«И вашим, и нашим»: немецкое руководство пытается усидеть на двух стульях
Найти компромисс между суверенной политикой и ориентацией на США должен Европейский союз (ЕС). Об этом 16 февраля заявила министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен 16 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности, сообщает ТАСС.
Министр сообщила в своем выступлении: «Мы хотим поддерживать трансатлантические связи, но при этом оставаться европейцами». «Мы хотим быть более самостоятельными и иметь собственное значение в рамках НАТО», — продолжила она свою мысль.
Из дальнейших слов Урсулы фон дер Ляйен следует, что Германия при этом не собирается отказываться от сотрудничества с Америкой по линии НАТО. Более того, немцы будут стремиться к тому, чтобы довести расходы на оборону в рамках альянса до нормы, озвученной Трампом. «Мы далеки от цели в 2% от бюджета на военные расходы, но эта идея остается [актуальной]», — подытожила министр.
Отметим, что в последнее время Германия пытается пересмотреть свой «вассальный» по отношению к США статус. Это напрямую следует из некоторых заявлений немецкого руководства за последний год. Так, 28 мая 2017 года — незадолго до своего переизбрания — канцлер Германии Ангела Меркель заявила: «Времена, когда мы могли полностью полагаться на других (в первую очередь, США — прим. ИА Красная Весна), уходят. Я почувствовала это на себе в последние несколько дней», — заявляла канцлер на митинге незадолго до своего переизбрания. В ту же парадигму укладывалась и предвыборная риторика Меркель, когда канцлер впервые назвала Америку просто «партнером» (нем. Partner), а не «другом» (нем. Freund), как раньше.
Нужно признать, что власти Германии едва ли готовы всерьез пересмотреть свои отношения с заокеанским «партнером», а лишь пытаются соорудить хорошую мину при плохой игре. Об этом говорит и предельная осторожность формулировок Урсулы фон дер Ляйен, и готовность смиренно выполнять навязанные Североатлантическим альянсом обязательства. Попытка усидеть на двух стульях вряд ли поможет ФРГ обрести подлинный суверенитет, которого она по факту лишена с послевоенных времен денацификации.
Это, впрочем, касается и ЕС в целом, о чем говорят как западные (например, Пол Крейг Робертс), так и отечественные (например, Сергей Кургинян) оппозиционные политологи. Несмотря на демарш отдельных европейских политиков — таких, как президент Чехии Милош Земан, — Европа вряд ли сможет перебороть изнутри себя самой свою зависимость от США. Ведь такой сценарий чем-то сродни трюку барона Мюнхгаузена, который лишь в сказке мог вытащить себя за волосы из болота. В самом деле, если Европейский союз изначально задумывался и проектировался как предельно лояльная к США структура, то как он сможет самостоятельно избавиться от этой «родовой травмы»?