Политика во Франции оказалась везде, кроме политических партий — политолог
Политическая жизнь во Франции в течение 20 лет привела к упадку традиционные политические партии. Спасти их может только пробуждение и обновление, заявил французский политолог Рене Фрегози (Renée Fregosi). Об этом 12 февраля пишет французская газета Le Figaro.
В 60-е, 70-е и даже 80-е годы XX века радикальная критика «буржуазного общества», «капиталистического мира» и «американского империализма» выражалась через четко обозначенные политические партии. Они обеспечивали государственное управление и гражданский мир своим плюрализмом.
В конце XX века начался упадок политических партий. Первым этим воспользовалась партия «Национальный фронт» (предшественник французской партии «Национальное объединение», RN): из маленькой ультраправой партии она превратилась в крупное «движение», навязывающее раскол народа и элиты. Растущая сложность отличия так называемых республиканских правых от так называемых правительственных левых, по мере их чередования во власти, усиливала популистское направление в политике.
На этом фоне появлялись новые враги французского общества, которые вели свои войны: исламизм — против западной культуры, разнообразный дифференциализм против универсализма, деколониализм против либеральной демократии. Росло насилие в обществе, отказ от взаимопонимания, неадекватность институциональных рамок. Война культур как «столкновение цивилизаций» вновь привела к войне всех против всех и поощрила децивилизацию, считает политолог.
В контексте нового этапа глобализации национальные политические партии сознательно или наивно стали игнорировать происходящие внутри общества преобразования: исламизацию, коммунитаризм, сепаратизм, снижение роли регионов, обнищание, реолигархизацию. И наконец, протесты «желтых жилетов», не желающих организоваться в политическую силу, чтобы участвовать в выборах, завершили то, что некоторые могли считать концом политики.
Однако политика не исчезла. Она проникла везде, кроме политических партий, отметил Фрегози. В обществе стала распространяться идеология мультикультурализма, которая стала гегемонистской. Появился призыв к линчеванию и «наказанию» тех, кто не обвиняет и не бичует себя достаточно публично, а именно в первую очередь людей с белым цветом кожи и западного человека, считавшегося «привилегированным» по своей природе. Именно во имя великих уравнительных и либертарианских принципов, извращенных деспотическими запретами, эти меньшинства теперь тиранят большинство.
В этих условиях вернуть участие политических партий в политической жизни Франции, по мнению политолога, может только возвращение к партийной политике в качестве основы для формулирования альтернативных анализов и предложений, участие граждан в управлении делами общества через общие правила конкуренции, которые вновь должны стать насущной необходимостью. Нужно пробуждение, обновление политических партий, заявляет Фрегози, потому что идет война и стоит задача возвращения утраченных позиций, захваченных врагами гражданского мира.