В Эрмитаже назвали скандал с Фаберже «наездом конкурентов»

Изображение: Юрий Вердеревский © ИА Красная Весна
Залы Эрмитажа
Залы Эрмитажа

Конкурентной борьбой и «базарным криком» рыночных игроков попытки обвинить Эрмитаж в экспонировании ненастоящих изделий Карла Фаберже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, сообщает 7 апреля РБК.

В интервью телеканалу Пиотровский подчеркнул, что задачей музея является освещение историй вещей, а не доказывание их подлинность. Ситуацию с Фаберже директор Эрмитажа назвал «базарным криком» рыночных игроков.

«Конечно, это наезд одних конкурентов на других, это наезд на русское коллекционирование, потому что Россия много коллекционирует Фаберже и покупает на западе», — заявил Пиотровский.

По словам директора музея, в последнее время музейный и рыночный миры часто пересекаются, при этом не всегда мнение их представителей совпадает. Пиотровский объяснил, почему попытки коллекционеров и других «рыночных» игроков обвинить Эрмитаж в том, что в музее выставлены подделки, лишены смысла.

«Раз вещь в музее, когда она уже музейная коллекция, у нее нет цены. А в магазине у нее есть цена. Вот это и вся принципиальная разница. Нам важно, когда сделана эта вещь, какая у нее история», — сказал директор Эрмитажа.

Пиотровский подчеркнул, что Карл Фаберже был главой гигантского по тем временам ювелирного дома, у которого работали множество мастеров. По его словам, «Фаберже» стал брендом, который все покупают, и на этом рынке — «громадное количество вещей».

«Но что значит Фаберже? Если Карл Фаберже собственными руками делал — это одна вещь. Это точно определяемо. Но у него были десятки, сотни мастеров, подражателей. Потом клейма вывозились, потом делали еще подражатели. Потом из кусочков собирали, плохо сохранившиеся вещи реставрировали. Все это тот громадный рынок Фаберже, который существует», — пояснил Пиотровский.

Директор Эрмитажа добавил: «На этом рынке идет звериная борьба. Как только у кого-то появляется много, сразу начинают говорить, что он жулик».

Напомним, в январе лондонский коллекционер Андрей Ружников написал открытое письмо Пиотровскому, в котором заявил, что на проводимой в Эрмитаже выставке присутствуют «откровенные подделки». Ружников заявил, что яйцо «Юбилейное свадебное», подаренное императором Николаем II императрице Александре Федоровне, а также яйцо «Александр Невский», яйцо «Курочка» и фигурка прикуривающего солдата являются ненастоящими и произведены в 21 веке. Ружников также раскритиковал музей за выставку предметов из частных коллекций с сомнительной репутацией.

Эрмитаж заявил, что проверит новые вещи Фаберже. Результаты исследований экспонатов, которые Ружников счел подделками, опубликованы на сайте музея.

В частности, подтвердилась подлинность яйца «Юбилейное свадебное». При этом из архивных документов следует, что после получения яйца в подарок императрица поручила переписать неудачные, с ее точки зрения, портреты на яйце. Они дважды переписывались — в 1904 году (год преподнесения яйца в качестве подарка) и в 1908 году.

Исследование яйца «Курочка» показало, что само яйцо и золотые элементы его декора были изготовлены в период с 1895 по 1897 годы. Однако грубые потеки клея в верхней части яйца свидетельствуют о неумелой реставрации изделия в 1942–2000 годы.

После завершения выставки на сайте музея появилось сообщение, что сомнения в подлинности некоторых представленных изделий ювелира Карла Фаберже возникли из-за многочисленных реставраций и переделок. По заявлению пресс-службы Эрмитажа, выставка дала возможность провести исследование предметов из частных коллекций, которое выявило богатую историю бытования вещей, наличие многочисленных реставраций, починок, переделок и добавлений. Кроме того, была выявлена разница между музейной и коммерческой реставрацией.