Мировая экономика «захлебнулась» еще до пандемии — экономист
Рыночная экономика без достаточного регулирования со стороны государства, достигла своих тупиков еще до пандемии, сообщил кандидат экономических наук Михаил Беляев 31 июля в комментарии для ИА Красная Весна.
По мнению эксперта, демонтаж СССР и социалистической модели развития лишил страны с рыночной экономикой противовеса, который стимулировал введение в экономику социальных компонентов, сдерживающих стремительно нарастающий социальный разрыв в обществе. Были «сняты стопоры» и рыночная экономика к началу пандемии уже «дошла до своих тупиков».
«Эти тупики… проявились в расслоении имущественных доходов населения. Группы населения с высокими доходами стали концентрировать колоссальные богатства, в то время как нижние слои населения стали получать все меньшую и меньшую долю национального дохода», — отмечает Беляев.
«Это то, что Маркс называл относительным обнищанием рабочего класса. А это что значит? Это не значит, что люди просто стали беднее, хотя и это плохо с социальной и моральной точки зрения. Это плохо, потому, что воспроизводственный процесс наткнулся на ограничение реализации своего продукта, потому что у массового потребителя стал меньше потребительский спрос и модель стала захлебываться»
Выхода из сложившегося положения пока нет, и ожидать его в ближайшие год или пять лет невозможно, потому что эта же проблема присутствует и на межгосударственном, глобальном уровне. Беляев отмечает, что точно так же прошло расслоение между богатыми странами и бедными — «Богатые становились все богаче, а бедные никак не решали свои проблемы и их сложности усугублялись».
Кандидат экономических наук делает вывод, что пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, обнажила для каждой отдельной страны проблемы, которые «на индивидуальном уровне не решаются». «Они могут решаться только коллективными или как минимум скоординированными усилиями», — считает Беляев.
«Как это будет решаться, где будет решаться это тоже вопрос сложный. Было продемонстрировано, что должны быть какие-то глобальные наднациональные органы, достаточно полномочные и авторитетные, с помощью которых вырабатывались бы решения на благо всего человечества и могли бы решаться эти проблемы. Понятно, что звучит это пока что несколько утопично, но вопрос такой стоит», — заключил эксперт.
Читайте также: Зачем МВФ «цифровизация» и «зеленая экономика»?