Юрист объяснил, зачем власти обязывают банки разгласить банковскую тайну
Правительство России хочет «обелить» экономику и остановить незаконное предпринимательство, предоставив возможность налоговой службе право получения от банков личных данных клиентов и лиц, 14 марта заявил кандидат юридических наук, старший преподаватель юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Семеновский ИА Красная Весна.
Ранее агентство экономической информации Прайм сообщило, что с 17 марта налоговые органы РФ получат расширенный доступ к банковской тайне. Банки должны будут в течение трех дней с момента получения запроса предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, доверенностей на распоряжение денежными средствами, договоров на открытие счета и заявлений на его закрытие, а также копии карточек с образцами подписей и оттиска печатей.
По словам Семеновского, вступающие в действие изменения обусловлены поправками в налоговое законодательство, принятыми в начале 2021 года и касающимися в том числе обязанностей банков, связанных с осуществлением ФНС налогового контроля.
«Данное решение обсуждалось в правительстве в течение нескольких последних лет, однако законопроект по возложению на коммерческие банки новых обязанностей по предоставлению информации контролирующему органу был внесен в Госдуму лишь в сентябре 2020 года», — рассказал Семеновский.
Эксперт отметил, что, по замыслу правительства России, данная мера «должна содействовать обелению экономики, борьбе с незаконным предпринимательством и переводом его в легальное поле».
Кроме того, принятые поправки позволят налоговикам контролировать и простых физических лиц для целей налогообложения.
«При несовпадении декларируемого и фактического дохода Федеральная налоговая служба имеет право доначислять налоги при выявлении незадекларированных доходов», — объяснил юрист.
По мнению Семеновского, после таких поправок в Налоговый кодекс РФ в обществе актуализируется следующий вопрос: «Насколько близко подходит российское государство к тому, чтобы ратифицировать статью 20 „Незаконное обогащение“ Конвенции ООН против коррупции, либо максимально подойти к законодательному обеспечению достижения ее правовой цели? В соответствии со статьей 20 предусматривается признание страной в качестве преступления незаконного обогащения, т. е. значительного увеличения активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
До настоящего времени, отмечает юрист, все инициативы по этому поводу отклонялись на основании презумпции невиновности. При этом мировой опыт в данном вопросе «не позволяет дать однозначного ответа, в том числе разные правовые позиции (как раз в части трактовки принципа презумпции невиновности) занимают и государства — члены Евросоюза».