Кургинян: консенсус элит рухнул вместе с эпохой модерна
Консенсус элит в XIX и XX веках был консенсусом эпохи модерна, но теперь эта эпоха рухнула, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 6 июля в программе «Право знать» на телеканале ТВЦ.
Политолог обратил внимание на конфликты элит разных государств: Великобритании и США, Израиля и Великобритании и т.п., и предложил посмотреть на эту ситуацию более широко.
Кургинян рассказал, что у его отца были друзья-китаисты, один из которых переводил разговор Сталина с Мао Цзэдуном.
«И в конце разговора Мао Цзэдун, который знал, что Сталину гораздо больше симпатичен Чан Кайши, — но при этом Мао Цзэдун очень почитал Сталина, — и он спрашивал: „Иосиф Виссарионович, ну все-таки, что самое главное для наших народов? Ну, вот самое-самое главное?“ И Сталин, со слов переводчика, ответил: „Главное, чтобы народ работал“», — сказал лидер «Сути времени», добавив, что это гораздо белее глубокая фраза, чем может показаться на первый взгляд.
В связи с этим он заметил, что Зигмунд Фрейд, отвечая на вопрос, кого можно считать нормальным человеком, сказал, что нормальный человек — это тот, который может любить и работать. Политолог предложил задуматься о том, в каком качестве в современной цивилизации выступает нормальный человек, и почему это качество таково. Разбираясь с этими вопросами, Кургинян обратил внимание на крушение прежней эпохи.
«Потому что консенсус элит на протяжении XIX и XX века был консенсусом modernity. Мир был миром модерна, это было светское государство с почитанием (относительным) религии, отделенной от государства. История, священные камни, единство языка, культуры, развития! Развитие, которое должно осуществляться с оглядкой на традицию. Чуть-чуть больше традиции — консерватор. Чуть-чуть больше развития — прогрессист. Этот мир рухнул. Это внутри этого обрушения, условно говоря, „Ликуд“ и „Авода“ смотрят друг на друга сквозь оптический прицел», — сказал лидер «Сути времени».
Сергей Кургинян отметил ненависть, которую питают друг к другу Республиканская и Демократическая партия США (то есть либералы и консерваторы). И, как добавил политолог, сегодня даже на уровне СМИ происходят склоки между изданиями, которым конфликтовать не полагается, например, между французскими газетами «Монд» и «Экспресс».
«И было понятно, что это глубочайший конфликт, говоря условно, между Национальной ложей и Великим Востоком. Всё. А это значит — между либералами и консерваторами. Мы наблюдаем эту великую коллизию, которую даже представить себе раньше было нельзя. Запад уходит в постмодерн. Модерн по существу становится прерогативой Юго-Восточной Азии и, видимо, все-таки нашей прерогативой», — пояснил лидер «Сути времени».