1. Культурная война
  2. Евровидение-2019
ИА Красная Весна /
В ходе разворачивающейся новой холодной войны с Россией Европейский вещательный союз изменил и целям конкурса, и его уставу. И в авангарде этой измены выступила Украина

«Евровидение» и Украина. Камень русофобии вернулся обратно?

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Русофобия в действии
Русофобия в действии

Международный конкурс песни «Евровидение» создавался для культурного объединения Европы, и одним из требований к участникам стал запрет на политические высказывания. Однако в ходе разворачивающейся новой холодной войны с Россией Европейский вещательный союз изменил и целям конкурса, и его уставу.

Прологом такой самоизмены стала победа в 2016 году представителя Украины певицы Джамалы с песней «1944», посвященной депортации крымских татар в 1944 году. Согласно оценкам западных обозревателей, политический «камень в российский огород», в котором зрители услышали «эхо российской аннексии Крыма», не оставила у тех «сомнений в своих симпатиях».

Следующий акт политизации конкурса произошел в следующем 2017 году, когда Украина в качестве страны-хозяйки «Евровидения-2017» запретила въезд в страну российской певицы Юлии Самойловой, которой украинская Служба безопасности предъявила претензии за выступления в Крыму. Судя по событиям последней недели запущенный камень русофобии рикошетом отскочил обратно в Украину, а возможно и в саму Европу.

Первый сигнал начинающейся волны политического скандала прозвучал в самом финале национального отбора «Евровидение», где члены жюри учинили форменный допрос участникам дуэта Anna Maria (Анна и Мария Опанасюк). Так, ведущий конкурса Сергей Притула решил проверить молодых девушек на свидомость вопросом о принадлежности Крыма, а также о проживающих в Республике родителях Опанасюк: «И если я сейчас спрошу у вас, чей Крым, а этот вопрос загонит вас в вилку, это поставит крест либо на вашей карьере, либо на маминой».

Этим он довел сестер Опанасюк до слез и жалоб на травлю, «как в 30-е годы». Однако, несмотря на давление ведущего, артистки отказались признать оккупацию. После такого «неудовлетворительного» ответа члены жюри Андрей Данилко (он же Верка Сердючка), Джамала, Евгений Филатов засудили дуэт, выставив самую низкую оценку — 1 балл.

Тут необходимо отметить особый цинизм членов жюри, которые уже после совершившегося в 2014 году бандеровского госпереворота, а также начала гражданской войны на востоке Украины, не отказали себе в удовольствии проехаться с «чесом» по России. Так, например, 31 декабря 2014 года Джамала выступала на новогодней светской вечеринке в Сочи. Другой член жюри, продюсер Евгений Филатов в качестве участника проекта The Maneken в 2016 году выступал в краснодарском клубе «Белка & стрелка».

Оценку политики современной Украины, с одной стороны проклинающей свое «тоталитарное» советское прошлое, а с другой стороны дошедшей в своем рвении искоренить культурные связи с Россией до худших форм оголтелой цензуры, прокомментировал глава движения русских украинцев «Парус» Юрий Кот в интервью радио Sputnik: «То, что Украина сегодня „самая“, не подлежит сомнению. Вопрос, свободная ли, и от чего. Сегодня Украина демонстрирует раннее время существования Советского Союза, когда были чистки, ГУЛАГ, НКВД и все остальное».

Незамедлительно на разоблачение дуэта отреагировал скандальный украинский сайт «Миротворец», известивших в своем разделе «Чистилище» о внесении в свою базу родителей Опанасюк.

Решение жюри поддержал министр вице-премьер Украины Вячеслав Кирилленко, с «сожалением» констатировавший, что конкурс давно стал частью «гибридной войны» России с Украиной. Также политик подчеркнул, что в конкурсе не могут участвовать артисты, не признающие «территориальную целостность Украины».

Однако на этом скандал на украинском «Евровидении» не закончился. По итогам голосования в финале победила Анна Корсун, она же MARUV. Как оказалось, в скором будущем у финалистки запланированы гастроли в России. Более того, права на конкурсную песню «Siren Song» принадлежат российской компании Warner Music Russia.

После выяснения таких неприемлемых обстоятельств Национальная общественная телерадиокомпания Украины (НОТУ) предъявила к певице такие «кабальные» требования, что та отказалась от дальнейшего участия в конкурсе. На своей странице в Facebook Корсун пояснила, что готова отказаться от запланированных гастролей в России, однако, по ее мнению, через контракт государственный канал оказал на нее давление с целью политизировать ее участие в конкурсе. «Не готова выступать с лозунгами, превращая свое пребывание на конкурсе в промо-акции наших политиков. Я — музыкант, а не бита на политической арене», — заявила Корсун.

Вице-премьер Вячеслав Кириленко поприветствовал «взвешенное» решение в отказе Корсун выступать от лица Украины. На что иронично отреагировал украинский депутат Алексей Гончаренко, посоветовав Кириленко выступить самому: «Предлагаю Вячеславу Кириленко отправиться вместо Maruv на „Евровидение“. Ведь кто же на свете всех милее и патриотичнее, как не сам господин Кириленко».

Если украинцы через соцсети поддержали Анну Корсун, то украинская писательница Лариса Ницой решила эпатировать публику, назвав финалистов национального отбора «кучей конкурсантов-коллаборантов».

25 февраля ситуацией произвола на украинском телевидении, наконец, решило озаботиться руководство оргкомитета «Евровидения», которое напомнило Украине неполитический характер песенного конкурса. От лица организации выступил исполнительный супервайзер конкурса Юн Ула Санн, который заявил: «Мы оцениваем голоса, хореографию и музыку, а не идеи артистов вне сцены».

Крайне резко о ситуации вокруг конкурса отозвался глава партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук, назвавший критерии отбора «ярчайшим проявлением идеологии «хищнического национализма в самой примитивной, самой ущербной форме».

Последняя надежда Украины более-менее достойно выпутаться из этого скандала рухнула после заявления женской группы Freedom-jazz girls band, занявшей в финале второе место, о своем отказе представлять страну на международном конкурсе. 26 февраля на своей официальной странице в сети Facebook девушки сообщили, что на данный момент подписывают контракт с европейским промоутером о концертном туре. О причинах отказа заменить Анну Корсун члены группы не сообщили.

В такой патовой ситуации представителю НОТУ Александре Кольцовой, похоже, только и оставалось заявить о возможности неучастия Украины в международном финале конкурса.

В этот же день, 26 февраля, для предотвращения подобных ситуаций украинский телеканал СТБ предложил изменить правила отбора. По мнению телеканала, с условиями участия конкурса артист должен быть ознакомлен до подачи заявки.

Можно предположить, что эти условия, замешанные на продолжающейся политике продвижения русофобии, будут направлены на ужесточение требований к участникам конкурса. И хотя, по замечанию украинских экспертов, на данном этапе российский рынок, столь отзывчивый и щедрый к украинским артистам, все же смог победить украинскую политику, однако при дальнейшем затягивании гаек перед украинскими артистами встанет выбор «жизнь или кошелек».

Видимо, чаша весов перед таким выбором может склониться в другую сторону. Проигравшими в этой схватке станут братские народы России и Украины, чью культурную связь будут и дальше рвать при помощи «аполитичного» европейского конкурса.