Вузы вынуждены составлять около 300 отчетов ежегодно — депутат Госдумы

Изображение: © ИА Красная Весна
Смолин Олег Николаевич, депутат Государственной думы РФ. Санкт-Петербург. 18.05.2019
Смолин Олег Николаевич, депутат Государственной думы РФ. Санкт-Петербург. 18.05.2019

Проблемы в сфере образования, в том числе бюрократизацию, из-за которой вуз должен пересылать сотни килограмм бумаги и иметь штат юристов, обрисовал депутат Госдумы, заместитель председателя комитета по образованию и науке Олег Смолин 18 мая на III Российском социальном форуме в Петербурге.

На семинаре, посвященном борьбе за сохранение науки, образования и культуры, участники приводили конкретные примеры ухудшения качества образования в России и положения педагов. Олег Смолин в своем выступлении подчеркнул, что приводимые примеры — это частные случаи системных проблем в области образования. Депутат кратко обрисовал трудности российского образования.

Одной из главных проблем стало содержание программ. Как отметил Смолин, учебные часы на все предметы, важные для модернизации страны, то есть для воспитания инженеров, сокращены от полутора раз до 15% (математика, физика, химия, биология). То же наблюдается в отношении предметов, необходимых для воспитания гражданина и формирования гражданской идентичности (русский язык и литература, история, география). При этом резко увеличилось количество часов на иностранные языки.

Другой проблемой является бюрократизация образования. В соответствии с официальным докладом комитета по образованию и науки Государственной думы РФ, каждое учебное заведение составляет в год примерно 300 отчетов по 11 700 показателям. Вузы могут проверять до 18 различных организаций.

Сославшись на слова знакомых ректоров из Петербурга, Смолин отметил, что несколько лет назад на каждый филиал вуз должен был подавать до 18 килограмм документов. В этом году масса отчетных документов из вуза достигала 200 килограмм. Такая бюрократизация работы ведет к необходимости содержать огромный штат управленцев и юристов — специалистов по отчетам, а не по работе со студентами.

Участники круглого стола подняли вопрос о понятии «услуга». Смолин рассказал, что сразу после того, как Ольга Васильева была назначена на должность министра образования и науки, она одобрила эту идею и предложила внести законопроект. Однако разработанный законопроект получил отрицательный отзыв российского правительства.

Еще одной проблемой в образовании является низкая зарплата и высокая нагрузка учителей. Смолин привел данные Общероссийского народного фронта, по которым в 75 регионах России указ президента РФ Владимира Путина, касающийся зарплат учителей, не выполнен. При этом учителя и преподаватели вузов работают в среднем больше, чем на одну ставку — 28 уроков в неделю, что соответствует примерно 70-часовой рабочей неделе.

Опрос, проведенный ОНФ, показал, что в школах не хватает 44% учителей математики, 39% — иностранного языка, 30% — русского языка и литературы, 26% — начальных классов. При этом официально приводятся данные о том, что в школах всего 1% свободных вакансий. Эти данные формально верны, потому что учителя работают «и за себя, и за того парня».

«Недавно я был в продвинутой омской школе, хорошие традиции. Мне говорит директор: вот, у нас зарплата 25–30 тысяч рублей. Я спрашиваю: а нагрузка? Она сразу погрустнела, мол, не сыпь мне соль на раны. Большинство работает на полторы, а многие на две ставки. То есть за двоих они получают меньше, чем должен получать один. Потому что средняя зарплата в Омской области официальная — выше 30 тысяч рублей», — сказал Смолин.

Смолин отметил, что по оценке качества чтения и понимания текста учениками начальной школы PIRLS Россия пока стоит на первом месте в международном рейтинге. Однако по системе оценки PISA российские ученики входят в третий, четвертый или пятый десяток.

При этом депутат подчеркнул, что каждый может сравнить себя со своими детьми и внуками. И если при обращении с гаджетами или в беседе на иностранном языке дети чувствуют себя много увереннее, чем их деды, то по математике, литературе, географии, по количеству прочитанных книг внуки слабее.

Касаясь угроз, которые несет электронное обучение, депутат подчеркнул, что остановить прогресс невозможно. Однако бездумное применение электронного обучения надо исключить, оно должно помогать, а не заменять традиционное образование. Например, нельзя отказываться вообще от деятельности учителя, необходимо ограничение такого обучения для детей младшего возраста.

Как пояснил Смолин, отсутствие электронных университетов в России в то время, когда во всем мире их десятки, приводит к так называемой «утечке мозгов». У российской молодежи большой интерес к электронным университетам, а эти порталы работают как кадровые агентства. Успехи студентов фиксируются, и наиболее способным ученикам предлагаются рабочие места за границей.

Присутствующие попросили Олега Смолина рассказать про закон о государственном социальном заказе, который может привести к так называемой «ваучеризации» образования. Государственная дума откладывает принятие во втором чтении соответствующего законопроекта.

Речь идет о получении гражданами электронного сертификата на социальные услуги, в том числе — образовательные. Владелец сертификата сам сможет выбирать организацию, где он получит эту услугу. Опасения депутата вызывает возможное недостаточное финансовое сопровождение ваучеров.

«Опыт показывает, что практически наверняка ваучер не будет покрывать всех образовательных расходов, практически наверняка это путь к всеобщей частичной платности школьного образования», — сказал Смолин, отметив, что медицина исключена из перечня услуг, которые попадают под этот законопроект. Будут ли исключены образовательные услуги, пока не известно.

Напомним, 18 мая в Петербурге проходил III Российский социальный форум, собравший левые силы России. В организации форума, на который приехало из разных российских регионов более 300 человек, принял участие Фонд Розы Люксембург. Повестка предусматривала ряд круглых столов по реформированию экономической политики, защите социальных гарантий граждан, методах борьбы за права трудящихся и снижение неравенства.