Ученые: водоемы древних майя учат решениям сегодняшнего водного кризиса

Изображение: (cc) C T Johansson
Nymphaea ampla
Nymphaea ampla
Nymphaea ampla

Древние водоемы майя, в которых для фильтрации и очистки воды использовались водные растения, «могут служить примерами естественных, устойчивых водных систем для удовлетворения будущих потребностей в воде», пишет профессор антропологии Университета Иллинойса в Урбана-Шампейне Лиза Лусеро. 9 октября ее статья была опубликована в журнале PNAS, сообщила пресс-служба университета.

Лиза Лусеро напоминает в своей статье «Древние водоемы майя, построенные водно-болотные угодья и будущие потребности в воде», что, проживая в регионе с ежегодным пятимесячным засушливым сезоном и периодическими длительными засухами, древние майя строили и обслуживали водоемы, которые функционировали в течение более 1000 лет, обеспечивая питьевой водой тысячи и десятки тысяч жителей городов империи майя.

«Большинство крупных южных равнинных городов майя возникли в районах, где не хватало поверхностных вод, но были хорошие сельскохозяйственные почвы, — отмечает Лусеро. — Они компенсировали это строительством резервуарных систем, которые начинались с малого, а затем росли в размерах и сложности».

Развивая со временем свою водную систему, майя построили каналы, плотины, шлюзы и бермы, чтобы направлять, хранить и транспортировать воду. Для ее фильтрации они использовали кварцевый песок, иногда доставляя его из отдаленных мест. Так, в Тикале, на территории современной северной Гватемалы, было обнаружено, что при строительстве одного из резервуаров использовался цеолитовый песок.

Исследования показали, что такой вулканический песок может служить фильтром, очищая воду как от примесей, так и от болезнетворных микробов. При этом цеолит мог быть привезен из источников, находящихся от города на расстоянии около 30 километров.

«Водохранилища Тикаля могут содержать более 900 000 кубических метров воды, — сообщает Лусеро. По ее оценкам, в позднеклассический период империи майя, примерно с 600 по 800 год нашей эры, в городе и его окрестностях проживали до 80 000 человек. Статус членов королевской семьи майя во многом зависел от их способности обеспечивать население водой.

«Чистая вода и политическая власть были неразрывно связаны, о чем свидетельствует тот факт, что крупнейшие водоемы были построены возле дворцов и храмов», — пишет Лусеро. Короли, чтобы завоевать расположение предков и бога дождя Чака, проводили специальные церемонии.

Основной задачей при хранении воды в водохранилищах было не допускать застоя воды, чтобы она не сделалась непригодной для питья, и для этого майя, вероятно, использовали водные растения.

Большинство из них до сих пор растут на водно-болотных угодьях Центральной Америки. Это рогоз, осока, камыш и другие. Их находили в кернах отложений водоемов майя. Как указывает Лусеро, эти растения улучшают состав воды, уменьшая мутность и поглощая азот и фосфор.

«Майя приходилось каждые несколько лет проводить дноуглубительные работы… собирать и пополнять запасы водных растений, — пишет она в статье, отмечая, что богатые питательными веществами почвы и растения, извлеченные в процессе очистки водоемов, затем, возможно использовались для удобрения городских полей и садов.

Самым знаковым водным растением, которое связано с эпохой «классического царствования майя», его символом является кувшинка Nymphaea ampla, растущая только в чистой воде. «Короли даже надевали головные уборы, украшенные цветами, и в искусстве майя они изображены с водяными лилиями»,  — сообщает Лусеро.

«Кувшинки не переносят кислых почв или слишком большого количества кальция, такого как в известняке, или высоких концентраций определенных минералов, таких как железо и марганец», — отмечает она.

«Майя, как правило, не строили жилища у берегов водоемов, поэтому загрязнения, просачивающиеся через карстовую породу, не были проблемой», — указывает Лусеро.

Данные, собранные в нескольких южных равнинных городах, указывают на то, что резервуары майя снабжали людей питьевой водой на протяжении более 1000 лет и перестали работать только тогда, когда в регионе между 800 и 900 годами нашей эры началась сильнейшая засуха, сообщила Лусеро.

Она пишет, что современные климатические тенденции требуют вспомнить многие из тех методов, которые применяли майя, включая использование водных растений для естественного улучшения и поддержания качества воды.

«Созданные водно-болотные угодья дают много преимуществ по сравнению с традиционными системами очистки сточных вод, — пишет ученая. — Они предоставляют экономичную, низкотехнологичную, менее дорогую и энергосберегающую технологию очистки».

Она считает, что такие системы водоснабжения не только обеспечивают чистую воду для людей, но и являются средой обитания для водных животных, а также могут стать источником питательных веществ для удобрения сельскохозяйственных почв.

«Следующим шагом является объединение того, что мы знаем о древних резервуарах майя, с тем, что в настоящее время известно о водно-болотных системах, чтобы лучше удовлетворить будущие потребности в воде», — написала Лусеро.