Фурсенко предложил попробовать формат свободного обучения студентов
Заменить обязательные лекции в вузах на несколько установочных лекций и свободные консультации предложил помощник президента России Андрей Фурсенко 18 сентября на конкурсе управленцев «Лидеры России».
«Это никакие не решения, но мне представляется, что в принципе стоило бы попробовать, по крайней мере, в порядке эксперимента», — сказал Фурсенко, добавив, что этот подход стоит попробовать в тех вузах, где на это готовы пойти и преподаватели, и студенты.
По его словам, таким образом больше времени будет выделено на самостоятельную работу учащихся, а освободившееся время можно использовать для консультаций, «совместных научных работ» и т. п.
«То есть, скажем, обязательные курсы ограничить, например, установочными лекциями, установочными занятиями, а дальше сделать более гибкое взаимодействие студентов с преподавателями», — предложил Андрей Фурсенко, добавив, что речь может идти о создании каких-то интерактивных курсов с использованием информационных технологий.
В то же время он отметил, что к такому подходу скептически относятся не только преподаватели, но и сами студенты. Последние считают, что подобный свободный формат их «разболтает».
Помощник президента отметил, что о готовности к эксперименту нужно спрашивать ректоров вузов. По его мнению, МИСиС, московский Физтех, петербургский ИТМО и МИФИ могут быть готовы к этому эксперименту.
Проблема подобных подходов как минимум в том, что для того, чтобы они как-то сработали, нужна очень высокая мотивация учащихся и немалый уровень подготовки. То, что предлагает Фурсенко, напоминает скорее аспирантуру, чем базовое обучение.
Консультации в том или ином виде в вузах и так есть. Но для того, чтобы задать какой-то вопрос, особенно толковый, человек должен наработать определенный объем материала. Действительно ли он сможет сделать это в предложенном Фурсенко формате?
Фактор дисциплины также стоит не на последнем месте, и даже сами студенты это чувствуют. Студенческая пора для многих и так знаменуется довольно резким снижением контроля, по сравнению со школьными годами. Кроме того, люди входят в этап взросления, многое в их жизни меняется. Если не предоставить студентам достаточно дисциплинирующую систему, это точно пойдет им на пользу? Сомнительно.