Почему дешевое овсяное молоко стоит в три раза дороже коровьего — аналитик
Причины того, почему стоимость совсем недорогого овсяного напитка в три раза выше стоимости коровьего молока, назвал эксперт-аналитик в области международных сельскохозяйственных и сырьевых рынков Олаф Зинке. 10 сентября его статья опубликована на немецком новостном портале Agrarheute.
Высокие цены на заменители коровьего молока, сделанные на основе овса, не могут быть объяснены ингредиентами: от 90% до 95% овсяных напитков состоят из воды. Использование в овсяном напитке не более 10% овса также не особенно дорого. В среднем литр коровьего молока стоит около 65 центов при 1,5% жирности и 75 центов (3,5% жирности) за цельное молоко.
Для сравнения: овсяные напитки в супермаркете в среднем стоят от €2 до €2,4 за литр. Лидер рынка Oatly взимает около €2,2 за литр своих продуктов, таких как Barista Edition. За органическое овсяное молоко или его определенные вкусы потребитель должен заплатить €2,5 за литр.
Однако входящие в эти напитки ингредиенты ни в коей мере не оправдывают их цену, пишет Зинке. Более того, коровье молоко гораздо более ценно с точки зрения питательной ценности. В нем значительно выше содержание белка, кальция, витаминов и других ценных ингредиентов. В 100 мл коровьего молока (цельного) содержится в среднем 3,5 г жира, 3 г белка, 5 г углеводов и 120 мг кальция.
Альтернативное «молоко» не идет ни в какое сравнение. Овес действительно содержит много клетчатки и других ингредиентов. Однако большинство из них уничтожается во время обработки. Например, в 100 мл овсяного напитка от Qatlys Barista Edition очень мало белка: а именно 1,0 г. Он содержит 3 г жиров и 6,6 г углеводов, из которых 4 г составляют сахар и всего 0,8 г клетчатки.
Кроме того, овсяные напитки не содержат кальция и почти не содержат витаминов и должны быть обогащены ими. А еще в заменитель молока входят подсластители, загустители, ароматизаторы и растительные масла.
Так что если брать за основу ингредиенты, подчеркивает эксперт, то можно с уверенностью сказать, что цены на них неоправданно завышены. Особенно если сравнивать с более сложным и дорогостоящим процессом производства молока на ферме и переработки на молочных заводах.
Но законы рыночной экономики таковы, что, как правило, цену определяют спрос и предложение. В данном случае под спросом понимается цена, которую потребитель готов заплатить за конкретный товар. В случае овсяного молока, пишет Зинке, можно увидеть, что его цена намного выше реальной стоимости сырья, а также производственных затрат.
Реальную причину сверхзавышенных цен на овсяные заменители молока аналитик видит в том, что овсяный напиток «сертифицирован для веганов, и, поскольку он модный, продавец может взимать втрое дороже».
Собственно, и потребители знают, что находится в овсяном молоке, добавляет Зинке. Об этом свидетельствует обсуждение цен на овсяное молоко участниками дискуссионного форума в сети Интернет. Среди прочего, там говорится о более высоких ценах на овсяные напитки: «Зачем просить меньше, если потребитель соглашается с более высокими ценами? Цену определяют не производственные затраты, а рынок».
Есть и еще один аспект, который играет на руку производителям веганских заменителей молока и допускает иную ценовую политику. Производители заявляют, что их продукция выделяет меньше парниковых газов, а, значит, способствует защите климата.
Здесь Oatly, зарегистрированный лидер рынка в Германии и Европе, развернул целую рекламную кампанию, в которой эксплуатируются данные отчета, специально подготовленного Институтом климата в Потсдаме для Oatly, в котором сравниваются выбросы обоих продуктов.
Вывод производителей овсяного молока очевиден, пишет Зинке: если вы хотите что-то сделать для защиты климата, вам просто нужно пить овсяное молоко — даже если оно стоит в три раза дороже. Овсяный напиток — единственный настоящий «напиток против изменения климата». То есть, добавляет эксперт, «разрешена небольшая продажа индульгенций».
Отметим, многие потребители в ЕС следят за климатической тенденцией, хотя доля рынка заменителей молока по сравнению с коровьим молоком очень мала. Например, в 2020 году продажи напитков на растительной основе, а также заменителей йогуртов и десертов на растительной основе в Германии составили €535 миллионов. Двумя годами ранее они приносили €315 миллионов — рост не менее 70%. Но по сравнению с продуктами из коровьего молока это всё равно ничтожно мало. Так, продажи продуктов из коровьего молока в Германии в 2019 году составили более €27 миллиардов. Это примерно в пятьдесят раз больше, чем продажи товаров-заменителей.