Журналист: Тер-Петросян отказался сдерживать бунт в Ереване в 2008 году

Уличные беспорядки 1 марта 2008 года в Ереване шли под звуки имени первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, но он отказался останавливать вооруженную толпу. Об этом заявил журналист Георг Хачатурян 29 февраля, описывая произошедшие 12 лет назад в Армении события на своей странице в Facebook.

Хачатурян рассказал, что редакция направила его принять участие в пресс-конференции, которую в 10 утра 1 марта 2008 года собирал в своем особняке первый президент Армении Левон Тер-Петросян, отказавшийся тогда признать результаты президентских выборов и инициировавший бессрочный митинг протеста в центре Еревана. Тер-Петросян собрал у себя дома журналистов после бескровного разгона несанкционированного митинга, длившегося три недели.

По словам журналиста, около дома бывшего президента Армении всё выглядело так, как будто его тщательно охраняли от кого-то. Вооруженные спецназовцы всех пребывавших досматривали так, «как в аэропорту Нью-Йорка после падения башен-близнецов», в том числе досконально осматривали автомобиль.

Хачатурян описывает невозмутимое поведение Тер-Петросяна и особенности проходившей пресс-конференции, на которую пришло очень много журналистов, в том числе иностранных.

Сначала, по словам Хачатуряна, Тер-Петросян рассказал как был разогнан многодневный митинг, что «в седьмом часу утра к площади подошли полицейские подразделения, начали избивать мирно спящих его сторонников». Далее бывший президент сказал, что его под угрозой надеть наручники доставил домой лично начальник охраны Роберта Кочаряна Григорий Саркисов и теперь он якобы находится под домашним арестом.

«Позже мы узнали, что полиция, подойдя к площади, попросила женщин и подростков покинуть площадь для проведения обыска. В ответ полетели камни и арматура. Полицейских явно ждали — Левона Тер-Петросяна о силовой акции заранее предупредил офицер полиции. Он был позже уволен из полиции. И никакого домашнего ареста не было, никто Тер-Петросяна не держал. Но он предпочитал отсиживаться дома», — отмечает журналист.

По словам Хачатуряна, на вопрос одного из журналистов, не хочет ли Тер-Петросян пойти к своим людям к памятнику Мясникяну, где «собралась агрессивная толпа и происходят стычки с полицейскими», бывший президент отказался признать этих людей своими.

«Это — не мои! Я их не знаю. Это — не мой народ! Возможно, это провокаторы. И вообще, я хожу туда, куда считаю нужным и когда хочу. Сбавьте тон! Успокойтесь!» — цитирует слова первого президента Хачатурян.

В ходе пресс-конференции, рассказывает журналист, Тер-Петросян некоторое время общался с корреспондентом «Франс Пресс». Причем общение шло на французском и всем остальным журналистам, несмотря на их просьбы, ничего не переводили и требовали от них не мешать давать интервью представителю иностранного СМИ.

Хачатурян также отметил, что после пресс-конференции Тер-Петросян переговорил с кем-то по телефону также на французском языке.

По мнению Хачатуряна ничего нового журналистам бывший президент не сказал. «Суть пресс-конференции — татаро-монголы, разбойники, карабахский клан отняли у меня победу на выборах, но я буду бороться, меня так просто не возьмешь», — кратко описывает журналист сказанное Тер-Петросяном.

Но самое важное, по словам Хачатуряна, началось после пресс-конференции. Возвращаясь в город журналист увидел на улицах Еревана вооруженную подручными средствами толпу.

«По улице, идущей от площади Республики к коньячному заводу, катится толпа в несколько тысяч человек. В руках — палки, арматурины. Скандируют — Левон! Левон! Левон! А им навстречу, оглушительно визжа сиренами — полицейские машины. Грузовики с солдатами внутренних войск. Полицейские экипированы щитами и дубинками, в шлемах», — описывает увиденное журналист.

Оставшись наблюдать за происходящим, пишет Хачатурян, он видел, как скандировавшая «Левон! Левон!» толпа увеличивалась и местами вспыхивали потасовки с полицией. По словам журналиста, напряженность в толпе усиливалась распространяемыми слухами о том, что утром, при вытеснении митинговавших с площади Свободы, полицейские якобы зверствовали, применяли спецсредства и якобы есть сотни убитых.

Журналист отмечает, что даже священнослужители не были услышаны уличной толпой, как и Тер-Петросяном, отказавшимся обратиться к возбужденной толпе и приостановить нагнетание обстановки.

«Католикос Всех Армян Гарегин Второй несколько раз по телевидению обратился к своей пастве. „Братья! Армяне! Христиане! Остановитесь! Опомнитесь!“ Его не услышали. Более того, он поехал к Левону Тер-Петросяну. Надеясь уговорить его уговорить своих сторонников остановиться, взять паузу. Не нагнетать. „Это — не ко мне! Идите к Роберту Кочаряну!“, — ответил ему Тер-Петросян. Он его практически не пустил на порог», — рассказывает Хачатурян.

Но появившийся и возглавивший толпу чуть позднее будущий премьер-министр Армении Никол Пашинян заявлял, что он посланник Тер-Петросяна, и толпа, по словам Хачатуряна, слушалась его беспрекословно.