Боевые дроны превратили войну в мрачную видеоигру — elEconomista
Громкие убийства последних дней и атаки на ключевые объекты инфраструктуры на Ближнем Востоке объединяет применение нового оружия современной войны — боевых дронов, несущих управляемые ракеты или же взрывчатку, которую они, как роботы-камикадзе, обрушивают на своих жертв. При этом человек с атакующей стороны выведен за пределы поля боя, ничем не рискует и превратился в хладнокровного полубога-полуробота, играющего в кошмарную компьютерную игру, пишет 15 января испанская El Economista.
Если лучшая победа, согласно искусству войны, — это победа без боя, то ближе всего к этому идеалу подошли боевые группы, атакующие противника при помощи беспилотных летательных аппаратов. Они наносят удар, находясь за тысячи километров, сидя перед экраном компьютера и с джойстиком в руке.
Цифровизация армии подтвердила за полем боя статус лучшего полигона для обкатки новейших технологий. Так было в свое время с первым Интернетом — Arpanet, — создаваемым как система связи в условиях ядерной войны. То же самое произошло и со спутниковой системой геолокации NAVSTAR. Позже эти технологии обрели популярность и были открыты для гражданского использования под названием GPS.
Беспилотные летательные аппараты пошли, или, вернее, полетели тем же самым маршрутом. Устройства, которые мы используем для фотографирования или всяческого баловства, далеки от тех, которые применяются в армии для достижения своих целей. Последняя атака, осуществленная посредством подобных устройств, была совершена 3 января с территории Соединенных Штатов против генерала иранской разведки Касема Сулеймани.
Стоит разобрать этот феномен поподробнее. Современная война уже ведется по совершенно новым правилам, отличным от тех, по которым войны велись на протяжении столетий. Маневры и операции в реальном мире разрабатываются и совершаются при помощи и посредством компьютера либо вообще проводятся в пространстве виртуального мира. Так были проведены кибератаки против критически важных объектов инфраструктуры Китая и Ирана. Так были запущены фейковые информационные кампании по дестабилизации целых стран или, как в данном случае, по запуску боевых ракет с американского беспилотника.
Человеческий риск на поле боя со стороны атакующего значительно снизился. Он практически приближается к нулю, если учесть, что оператор беспилотника MQ9-Reaper, примененного в данном случае, сидел в эргономическом кресле перед консолью в своем офисе в штате Невада. Его команды передавались оттуда с задержкой несколько большей, чем одна секунда. Он нажал все необходимые кнопки на своем джойстике и своевременно и точно запустил ракеты... Словно в жуткой видеоигре.
Стоит заметить, что для наведения самого беспилотника всегда необходимо иметь разведчика или информатора на территории, где проводится операция. Его задача — отследить и дать сигнал о том, что конвой транспортных средств с объектом оперативного интереса — в данном случае, Сулеймани — готов был покинуть багдадский международный аэропорт.
Особенность этой конкретной операции заключалась в том, что они атаковали VIP, одно из высших лиц в военной иерархии Ирана. В других случаях они могут прибегнуть к спутниковой системе искусственного интеллекта, которая способна определять, когда группа из нескольких человек прибыла в определенную точку. Искусственный интеллект классифицирует их как подозреваемых террористов и этого достаточно, чтобы компьютер принял решение на запуск ракет самостоятельно… (журналист El Economista утверждает здесь, что американские спецслужбы совершают ликвидации, не контролируемые человеком — идентификацию цели, принятие решения и исполнение в них осуществляет компьютерная программа — прим. ИА Красная Весна).
Использование беспилотников для убийства не ново. Эти машины уже успели открыть счет своих жертв к тому моменту, когда 2 мая 2011 года морские котики погрузили на борт вертолета труп Усамы бен Ладена, лидера «Аль-Каиды» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Кстати, один из его сыновей и предполагаемый наследник, который возглавил террористическую организацию, — Хамза бен Ладен — в августе прошлого года, как утверждается, был уничтожен в результате нападения беспилотника.
Что касается модели беспилотного летательного аппарата, использованного для убийства Сулеймани, то это был довольно старый MQ9-Reaper, выпущенный впервые более 12 лет назад. Само собой разумеется, что даже этот «старичок» намного круче, нежели те беспилотники, которые мы можем запускать, не нарушая закона, у себя на даче.
Даже размеры и грузоподъемность его уже впечатляют: размах крыла 20 метров, высота почти четыре метра и автономность до 30 часов в зависимости от нагрузки, которая может достигать 1700 кг. Он может пролететь 1800 километров на максимальной высоте в 15 000 метров, что на 5–6 км выше, чем эшелоны коммерческих авиасообщений.
В нем используются турбовинтовые двигатели Honeywell, которые устанавливаются на частные самолеты. С их помощью он способен разогнаться до максимальной скорости в 500 километров в час. Его стоимость составляет около 14,4 миллиона евро без учета полезной нагрузки.
Каждый MQ9-Reaper укомплектовывается в соответствии с потребностями военного ведомства, которое его приобретает. Варианты обвеса практически безграничны, и это тоже очень напоминает кастомизацию в видеоигре. Варианты вооружений и оснащений почти безграничны: от ракет класса «воздух-земля» AGM-114 Hellfire II и до бесконечности, ограниченной только грузоподъемностью летательного аппарата. Он может также использоваться как транспорт для доставки боеприпасов или топлива на удаленную базу или в место временной дислокации группы спецназа.
MQ9-Reaper — это довольно старая модель, но, как мы видим, она по-прежнему в деле. Его производитель, General Atomics Aeronautical Systems уже предлагает на своем веб-сайте более продвинутые модели. Достаточно взглянуть на таблицы технических характеристик, которые мы нашли. На веб-сайте General Atomics Aeronautical Systems говорится, что за один только 2017 год весь парк MQ9-Reaper, находящийся на вооружении британской армии и Королевских военно-воздушных сил, суммарно налетал более 100 000 часов.