Страховая компания Allianz отчиталась о 2020 судоходном годе
49 судов списали как безвозвратные потери в 2020 году судовладельцы, заявила страховая компания Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS), сообщает 3 августа немецкая газета Die Welt.
В опубликованном отчете «Safety and Shipping Review 2021» AGCS сообщила, что этот показатель значительно ниже среднего за последние 10 лет. В 2019 году было списано еще меньше судов (48), в то время как в 2012 году было списано 128 судов. В общей сложности за 10 лет судовладельцы списали по различным причинам 876 судов.
Основными причинами для списания судов является затопление судна, посадка на мель, пожары, повреждения двигателя или корпуса судна, а также захват пиратами. За последние 10 лет главными регионами, в которых происходят инциденты приводящие к списанию судна, являются южный Китай, Индокитай, Индонезия и Филиппины (224 инцидента), восточное Средиземноморье и Черное море (126 инцидентов), Япония, Корея и северный Китай (87 инцидентов), и Британские острова, Северное море, Ла-Манш и Бискайский залив (62 инцидента).
В отчете учитывались только суда размером более 100 брутто-регистровых тонн.
За 2020 год AGCS зарегистрировала в общей сложности 2703 аварийных происшествий связанных с судами. Это на 4% меньше, чем средний показатель за последние 10 лет. Некоторые суда попадали в аварийные ситуации по несколько раз за год.
Рекордсменами тут оказались два парома, один греческий и один работающий в канадских водах. Каждый из них за год попал в 6 аварий, — сообщила AGCS.
В последнее время значительно изменились источники и масштабы материального ущерба. В первую очередь увеличилось число пожаров на больших контейнеровозах.
На грузовых пароходах пожары возникают в основном в машинном отделении или среди контейнеров при перевозке воспламеняющихся или взрывоопасных грузов. Ошибочно задекларированный контейнер может нанести огромный урон.
Число пожаров, которые наносят ущерб превышающий полмиллиона евро увеличилось. По подсчетам AGCS, в среднем каждые 10 дней на крупном судне происходит пожар.
Совершенно новым источником рисков для судоходства стали кибернападения. В основном кибернападениям подвергаются офисы судоходных компаний. Обычно киберпреступники требуют деньги в обмен на прекращение кибернападения. Например крупная хакерская атака на судоходную компанию Maersk в 2020 году нанесла ущерб в размере около €300 млн.
Среди классических угроз судоходству было и остается пиратство. Оно напрямую связано с бедностью региона. Чем беднее регион тем выше вероятность пиратства.
В этом плане в 2020 году особо выделялся Гвинейский залив. За год там произошло 22 пиратских нападения, в ходе которых в заложники было захвачено 130 моряков. Некоторые нападения произошли более чем в 200 морских милях от берега. Такого количества захваченных моряков и нападений производимых так далеко от берега еще ни разу не было.
Отдельно в отчете отмечено и влияние эпидемии коронавируса на морские перевозки. Сильное снижение списанных из-за повреждений судов AGCS связывает с эпидемией.
В первой половине 2020 года из-за повсеместно вводимых локдаунов большое количество грузовых судов и танкеров не работали. Большинство пассажирских и круизных судов не работали очень продолжительное время. В связи с этим количество аварий приводящих к списыванию судна сократилось.
Другой проблемой связанной с эпидемией коронавируса являлась проблема замены личного состава на судах. Так-как большинство портов были закрыты, сменить команды на судах не представлялось возможным.
Обычно команды на судах сменяются каждые 4 месяца. В первой половине 2020 года были случаи, когда команды оставались на пароходах более 8 месяцев. В начале 2020 года без смены по большому счету осталось около 200 тыс. моряков.
Это приводило к психологической и физической усталости экипажей и сказывалось на их работоспособности, а также аварийности. 80% несчастных случаев, происшествий или аварий на судах случаются из-за человеческого фактора.
Эпидемия коронавируса сказалось и напрямую на товарных перевозках. Экономика Китая восстанавливается быстрее, чем экономика Европы или США. Это привело к тому, что из Китая отправляется больше товаров, чем в Китай. Это в свою очередь спровоцировало дефицит контейнеров в Китае.
Если в 2019 году отправка контейнера из Шанхая в Роттердам стоила порядка $2000, то сейчас она стоит $13000. Экспорт из Китая стал очень дорогим. Помимо этого, задержки в портах Китая или Европы приводят к нарушениям цепочек поставок и производственных цепочек.
В целом влияние эпидемии COVID-19 на торговое судоходство эксперты AGCS считают временным. Хотя на текущий момент последствия эпидемии коронавируса создают огромные проблемы для судоходства и транспортировки грузов.