Палестинская экономика достигнет прежнего уровня к концу 2023 года — МВФ

Изображение: (cc) Joi Ito
Флаг Палестины
Флаг Палестины

Международный валютный фонд заявил, что палестинская экономика сильно пострадала от «повторяющихся потрясений», и, по прогнозам, к концу следующего года она достигнет допандемического уровня, 3 мая пишет издание National.

Экономика, которая в значительной степени зависит от иностранной помощи и грантов, начала восстанавливаться, увеличившись примерно на 6% в 2021 году. Прогнозируется, что в этом году она вырастет на 4%, в основном за счет «циклического восстановления после беспрецедентного падения 2020 года», — говорится в одном из последних отчетов вашингтонского агентства.

После того, как вакцины от COVID-19 стали широко доступны, экономика Западного берега выросла почти на 7%. Однако из-за конфликта между Израилем и ХАМАС в мае 2021 года экономика Газы, как полагают, выросла всего на 2%.

Хотя палестинская экономика восстанавливается после рецессии 2020 года, финансовые перспективы являются «ужасными», заявил МВФ.

«На фоне неоднократных политических потрясений и потрясений в области безопасности… сочетание пандемии COVID-19, снижения донорской поддержки и приоритетов расходов привело к высокому дефициту», — говорится в отчете.«Ввиду ограниченных возможностей финансирования власти накопили крупную внутреннюю задолженность… без изменения политики экономические перспективы ужасны, долг находится на неустойчивой траектории, а ВВП на душу населения [валовой внутренний продукт], по прогнозам, снизится в среднесрочной перспективе».

В среднесрочной перспективе прогнозируется постепенное снижение темпов роста палестинской экономики до ее долгосрочного потенциального уровня в 2%, что отражает ограничения на передвижение товаров и людей, слабые результаты на рынке труда и низкий уровень государственных и частных инвестиций.

«Это ниже прогнозируемого роста населения, что подразумевает снижение реального ВВП на душу населения… прогнозируется, что инфляция увеличится из-за повышения цен на сырьевые товары и инфляционного давления в Израиле, но останется сдерживаемой», — говорится в отчете.

Всемирный банк сообщил, что экономика Палестины сократилась на 11,3% в 2020 году, что стало одним из самых резких сокращений за всю историю на фоне того, как ее сектор здравоохранения с ограниченными ресурсами изо всех сил пытался контролировать распространение COVID-19.

Экстренное сокращение расходов Палестинской автономии, связанное с прекращением экономических отношений и отношений в области безопасности с Израилем в период с мая по ноябрь 2020 года, также способствовало экономическому спаду.

Государственный долг Палестины, включая просроченную задолженность, увеличился с 34,5% ВВП в 2019 году до 49,3% ВВП в 2021 году.

Банковский сектор оставался стабильным, даже несмотря на то, что первоначальный шок от пандемии оказал давление на прибыльность.

«В условиях пандемии капитал и рентабельность банковского сектора упали в 2020 году и восстановились в 2021 году… К концу 2021 года достаточность капитала банков составила 16,1%, что близко к допандемическому уровню», — говорится в отчете.

Палестинский банковский сектор состоит из 13 частных банков, находящихся под контролем Валютного управления Палестины. В нем доминируют два крупных банка, доля рынка которых в совокупности составляет 46%.

МВФ предположил, что цель Палестины должна состоять в том, чтобы сначала остановить рост государственного долга, а затем снизить его, добавив, что необходимо улучшить качество расходов за счет направления большего количества ресурсов на расходы на развитие и улучшение системы социальной защиты.

«Учитывая размер бюджетного дефицита и множество сложных реформ, которые необходимо будет провести, это требует многолетнего горизонта», — говорится в отчете. «Выход из нынешнего финансового кризиса потребует широкомасштабных политических действий в Палестине».

Поскольку у палестинских властей меньше политических инструментов по сравнению с их коллегами, важны систематические реформы ключевых факторов недискреционных расходов, таких как заработная плата и льготы государственных служащих, трансфертные платежи, государственная пенсионная система, система здравоохранения и топливные субсидии, заявил МВФ.