Американские военные годами не знали, куда пропадает взрывчатка со складов

Изображение: Defense.gov
Морские пехотинцы США используют бронещит для защиты от поражающих факторов взрыва
Морские пехотинцы США используют бронещит для защиты от поражающих факторов взрыва

В вооруженных силах США не работает система учета и контроля взрывчатых веществ — большую часть изъятой у злоумышленников взрывчатки военные еще даже не начали искать и лишь от полиции узнали о том, что у них вообще что-то пропало, следует из расследования Associated Press, 2 декабря пишет Military.com.

Агентство AP обобщило результаты десятков расследований, проведенных американскими службами, исполняющими функции следственных органов военной прокуратуры. В большинстве из 63 случаев пропажи или хищения взрывчатых веществ военные даже не осознавали, что у них вообще что-то пропало, пока мины, гранаты и тротиловые шашки не оказались изъяты в ходе расследования других преступлений или не были обнаружены кем-то в подчас совсем неожиданных местах.

Как уточняет Military.com, речь идет вовсе не об извлечении шрапнельных ядер времен Войны за независимость или обнаружении в гараже дедушкой трофейной лимонки. Речь идет о реактивных противотанковых гранатометах, осколочных минах направленного действия, заводских упаковках пластифицированной взрывчатки и многом другом, похищенном из охраняемых мест хранения или в процессе перевозки спецтранспортом.

Как говорится в статье, хотя Конгресс США и намерен потребовать от военных ежегодного отчета о потерях и кражах вооружений, но в этих отчетах не предусмотрен контроль взрывчатых веществ. Более того, трудности учета вещей какого рода заключаются в том, что, в отличие от, например, огнестрельного оружия, которое актируется по номерам, взрывчатка, будучи однажды использованной, попросту исчезает, а сам факт ее подрыва остается на совести конкретных людей, и не может быть достоверно учтен.

Этот факт, видимо, как-то должен объяснять способность Пентагона терять неизвестное ему самому количество взрывчатых веществ и устройств, причем не только с учебных полигонов, но также с грузовых платформ, из транспортных контейнеров и со всевозможных воинских складов. Причем воруется также и пронумерованное и «хорошо учтенное» огнестрельное оружие, но уследить за взрывчаткой Пентагону особенно сложно.

Когда AP запросила у Министерства обороны США подробные данные об утрате динамита за последние десять лет, представители всех родов войск заявили, что «безопасность взрывчатых веществ является для них первоочередной задачей и, что они могут отчитаться почти за все имеющиеся у них взрывчатые вещества». «Однако общее количество пропавшего надо, конечно, считать по-отдельности, учитывая объемы поставок, емкость транспортной сети и обширную номенклатуру бесконечного количества воинских складов»,_ — пишет Military.com.

Так, например, сухопутные войска США показали таблицу, которая насчитывала около 1900 записей о недостающих взрывчатых веществах, инициирующих устройствах и боеприпасах, около половины из которых, как сказал подполковник Брэндон Келли, «потом все-таки нашлась». Правда, официальный представитель армии не уточнил, каким образом и что именно нашлось.

Чаще всего утраченные активы в упомянутой таблице обозначены как «C4/TNT» (пластическое ВВ/ тротил), но есть и другие категории, включая боеприпасы для пушек и минометов, противопехотные и прочие мины, ручные гранаты, «базуки» и кумулятивные выстрелы для 40-мм гранатометов.

По словам Келли, даже руководствуясь этой таблицей, не удастся понять, например, сколько тонн взрывчатки было украдено, даже если свести воедино все 1066 записей, в которых упоминается «C4/TNT».

Более точную информацию предоставили американские военно-воздушные силы. В их таблице указаны данные в более-менее точном количественном выражении: всего утрачено 23 кг взрывчатки «C4», более 240 метров детонирующего шнура и несколько десятков 40-мм бронебойных гранат.

Военно-морские силы США вначале сообщили о факте кражи лишь двадцати ручных гранат. Однако после скромного указания AP на материалы военных расследований, в которых фигурировали еще, как минимум, 24 гранаты, украденные в 2012 году из судового арсенала, официальный представитель ВМФ лейтенант Льюис Олдридж заявил, что это дело «выходит за рамки двухлетних требований к хранению документов в подразделениях».

И наконец, как говорится в статье, Корпус морской пехоты США представил настолько невнятные и запутанные данные, что информагентство AP смогло лишь в общем оценить объем утраченного: тысячи бронебойных гранат и сотни килограммов пластичной взрывчатки были то ли потеряны, то ли украдены. «Кое-что из этого позже было найдено, и часто эти потери являются следствием человеческих ошибок, таких как неправильный подсчет или ошибочная запись в документе», — сказал капитан Эндрю Вуд.