Одесская трагедия 2 мая. Прошло четыре года
2 мая 2014 года в Одессе произошли столкновения противников власти, пришедшей в результате победы майдана, и радикально-националистических группировок, а также примкнувших к ним участников шествия «за территориальную целостность Украины». Столкновения начались в районе улицы Греческой и Соборной площади, там погибло двое националистов и четверо противников власти. Позже националисты двинулись на Куликово Поле, где располагался палаточный лагерь «Антимайдана». До сих пор неизвестно, как возникла идея искать убежище в Доме профсоюзов. Однако граждане, укрывшиеся там, оказалась в ловушке. Дом профсоюзов подожгли. При этом радикалы не давали выйти противникам властей. Некоторые граждане, спасаясь от огня и дыма, выпрыгивали из окон, часть тех, кто уцелел после падения, добивали. Позже появилась информация, что радикалы не только блокировали выход, но и сами вошли в здание, чтобы добить тех, кто не сгорел.
Всего в тот вечер на Куликовом Поле погибло 42 человека, а с учетом погибших в районе Соборной площади число жертв составило 48 человек. Каждый год 2 мая одесситы и жители многих других городов вспоминают погибших в той бойне.
В этом году, как и в предыдущие года, перед трагической датой власть всячески нагнетала обстановку. В город были стянуты дополнительные подразделения МВД, на улицах появилась бронетехника.
Куликово Поле было оцеплено и осмотрено взрывотехниками. По данным МВД, в районе Дома профсоюзов было сосредоточено 2,5 тысячи полицейских и служащих нацгвардии. В районе 10 часов к Дому профсоюзов стали пускать граждан. Как и в прошлом году на Куликово Поле пускали после досмотра. На входах были установлены металлодетекторы. На раме одного из них висело напоминание о законодательном запрете коммунистической символики. На плакате были изображены перечеркнутые портреты Ленина и Сталина, советский герб и государственный флаг СССР, а также гвардейская лента и пионерский галстук.
Несмотря на то, что с этого года 2 мая — рабочий день (в декабре 2017 года своим решением Верховная рада взамен 2 мая сделало выходным днем 25 декабря — католическое Рождество) граждане непрерывно шли в течение всего дня. Многие пришли вечером, после окончания рабочего дня. Были одесситы всех поколений. Практически все несли цветы.
В районе 13 часов начались провокации со стороны радикалов. В небе над Куликовым Полем появился квадрокоптер с прикрепленным красно-черным флагом. У Дома профсоюзов появилось до десятка ультраправых радикалов, не скрывающих свое участие в бойне, откровенно глумились над памятью погибших.
Позже стало известно, что националистами избит одессит, шедший с букетом гвоздик в сторону Дома профсоюзов. После избиения, пострадавшего, в лучших традициях современной Украины, задержали полицейские. Позже стало известно, что в районное управление полиции доставлены и двое ультраправых. Других стычек не было. Судя по сообщениям СМИ, в этом году обстановка в районе Куликова Поля была более спокойная, чем в предыдущие годы.
В 16:00 у Дома профсоюзов началась акция, посвященная памяти погибших 2 мая 2014 года. В небо были выпущены белые голуби и черные шары. Шаров было 48 — ровно столько людей погибло в той бойне. Некоторые митингующие были одеты в футболки с фотографиями погибших.
Следует отметить, что памятные акции прошли и в многих других городах, как на Украине (в частности, в Днепропетровске и Львове в небо были запущены черные шары), так и в России, а также в ряде городов ближнего и дальнего зарубежья.
В 18:00 у одесского памятника Тарасу Шевченко начался марш «украинского порядка». По оценкам МВД, в шествии приняло участие около 700 человек из партий «Свобода» и «Национальный корпус», а также представители ряда других ультраправых организаций. Большая часть участников акции прибыла из других городов. Участники марша не особо это скрывали.
Колонна ультраправых прошла по центральным улицам Одессы. Звучали лозунги «Москалей на ножи», «Одесса — это Украина», «Слава нации — смерть врагам» и другие.
Столкновений во время марша зафиксировано не было, однако МВД заявило о задержании мужчины с предметом, похожим на гранату, неподалеку от места, где проходила колонна.
Шествие завершилось митингом на Соборной площади, там где 2 мая 2014 года начались столкновения. Выступающие как будто соревновались друг с другом в глуме над погибшими и над городом в целом, а также в одиозности высказываний. На трансляции митинга глава местного «Правого сектора» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) высказала негодование по поводу того, что власть на Украине контролируется евреями. Присутствовавший на акции глава «Свободы» Тягнибок заявил, что 2 мая должно стать «общенациональным праздником». Закончился митинг скандированием «молитвы» украинского националиста. Среди выступающих едва ли не каждый высказывался на тему того, что 2 мая нужно отмечать как «праздник». Некоторые открыто говорили, что участвовали в той бойне.
На последнем обстоятельстве следует остановиться подробнее. Чем дальше, тем более открыто радикалы живописуют свое участие в столкновениях. Тем не менее, несмотря на все признания и все имеющиеся факты, на скамье подсудимых по делу 2 мая в настоящий момент находятся исключительно противники режима. Двое из них находятся в СИЗО уже почти четыре года. Дело искусственно затягивается. 28 сентября 2017 года Ильичевский районный суд Одесской области, несмотря на давление прокуратуры и ультраправых, вынес оправдательный приговор 19 участникам антиправительственных акций, однако прокуратура тут же подала апелляцию, что, видимо, растянет судебный процесс еще на несколько лет.
По версии прокуратуры, в пожаре в Доме профсоюзов виновен один из членов одесского «Антимайдана». Впрочем, похоже, что дело о пожаре уже «похоронено» окончательно. Еще в январе 2017 года глава Одесского областного управления МВД заявил, что большая часть улик потеряна.
Ожидаемо безуспешными оказались попытки привлечь к ответственности «евромайдановца» Гончаревского, который был опознан на видео, где добивал людей, выпрыгивающих из горящего Дома профсоюзов. Гончаревский был арестован 19 августа 2014 года, однако уже через 10 дней, в результате давления на суд радикально-националистических группировок, его освободили из под стражи. А затем он отправился на АТО, после чего уголовное производство было прекращено. Точно так же заглохло расследование в отношении евромайдановца Ходияка. Последний, по материалам прокуратуры, застрелил в ходе стычек в районе Соборной площади одного из противников режима. Заглохли и другие дела, открытые против евромайдановцев.
Вопрос об ответственности за гибель людей стоит лишь формально. Вопрос об организаторах бойни не стоит в принципе. Тем не менее это не значит, что одесскую трагедию можно забыть. Память о тех событиях — это залог того, что зверства, совершенные 2 мая 2014 года, в конечном счете не останутся безнаказанными.