1. Культурная война
  2. Выставки живописи
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Около 200 работ Альбрехта Дюрера покажут Эрмитаж и Пушкинский музей

Альбрехт Дюрер. Носорог. 1515
Альбрехт Дюрер. Носорог. 1515

550-летие со дня рождения художника Альбрехта Дюрера Эрмитаж отметил специальной выставкой, 8 декабря пишет The Art Newspaper.

Работы художника-универсала, защитника собственных авторских прав, гравюры которого выпускались огромными по тем временам тиражами и часто подделывались, покажет Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, главные держатели наследия Альбрехта Дюрера (1471–1528) в России.

Музеи смогут показать около 200 его прижизненных произведений, таких как серии ксилографий «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Девы Марии», а также монументальная гравюра «Триумфальное шествие», исполненная художником по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи; из рисунков — «Мадонна с Младенцем».

Отец Дюрера договорился отдать его в ученики к Михаэлю Вольгемуту в возрасте 15 лет. Юноша, родившийся и проживший всю жизнь в просвещенном Нюрнберге, не ошибся в выборе дальнейшего пути. Хотя его прославили не картины. Два автопортрета мастера (1498 и 1500 годов, второй — в образе Христа) прочно вошли в масскульт.

Коньком Дюрера стала ксилография, или гравюра на дереве. Много позже, в 1509 году, в одном из писем художник заметил: «…Я буду держаться гравирования. И если бы я делал это до сих пор, я был бы сегодня на 1000 гульденов богаче». Вырезать изображение на деревянной доске было сложнее, чем на доске металлической, однако всеми этими навыками он овладел.

Юный ученик пробыл в мастерской Вольгемута оговоренный срок. Как утверждают исследователи творчества Дюрера, он застал подготовку богато иллюстрированного ксилографиями (почти 2 тыс. изображений) издания «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя. Книга была выпущена в 1493 году типографией Антона Кобергера, крупного европейского издателя, к тому же крестного отца Дюрера.

В 1495 году Дюрер в Нюрнберге открывает гравировальную мастерскую. Его цель вполне прагматична — наполнить рынок Южной Германии «линейкой» ксилографий: от недорогих оттисков, которые будут продаваться на городских площадях во время религиозных праздников, до изысканных оттисков для ценителей. В них будет создаваться ощущение объемного изображения за счет сложной штриховки и изменяемой толщины линий.

В 1498 году Дюрер издает «Апокалипсис» — 15 ксилографий на темы Откровения Иоанна Богослова. Центральный лист «Апокалипсиса» — «Четыре всадника», изображение четырех зол, угрожающих человечеству.

Ксилография много лет занимала Дюрера, постоянно конкурируя с резцовой гравюрой. В этой технике исполнена шедевральная гравюра на меди «Адам и Ева» (1504). Мастер эпохи Возрождения как бы заново, «забыв» уроки античности, ищет идеальные пропорции человеческого тела.

Пик занятий ксилографией пришелся на 1507–1511 годы, когда вышли новое издание «Апокалипсиса», «Большие Страсти», а также серия «Жизнь Девы Марии», состоящая из 19 листов и посвященная Каритас Пиркхеймер, аббатисе монастыря Святой Клары в Нюрнберге.

«Малые Страсти» служили иллюстрированной Библией для неграмотного по большей части населения. Это самая крупная серия, когда-либо издававшаяся Дюрером. В собрании ГМИИ им. Пушкина находятся три листа их прижизненного издания 1511 года: «Взятие Христа под стражу», «Явление Христа Богоматери» и «Страшный суд».

Впервые будут продемонстрированы раскрашенные ксилографии из этой серии, они относятся к XVI веку. Вскоре Дюрер занялся исполнением гигантских заказов для Максимилиана I Габсбурга

Работа на императора обеспечила художнику экономическую независимость. Но важнейшей ксилографией 1510-х годов, а может быть, и всего творчества Дюрера, стал «Носорог». Фантастическое изображение животного в панцире, латах, с чешуей на ногах и витым мини-рогом на загривке несколько столетий воспроизводилось в учебниках зоологии. Про альбомы по искусству и говорить нечего.

Представленный на выставке оттиск «Носорога» относится к первому изданию, сделанному с доски, еще не поврежденной трещиной. На этой гравюре лучше всего рассматривать монограмму Дюрера.

В печатной графике монограмма впервые возникает на резцовых гравюрах «Мадонна с кузнечиком» (1495) и знаменитых «Четырех ведьмах» (1497). Потом на упомянутой ксилографии «Мужская купальня». Классический вид монограмма AD приобретает в 1501 году. Гравюры Дюрера стали, мягко говоря, копировать начиная с 1494-го. Позже с удвоенной энергией взялись и за монограмму.

Текст колофона (последняя страница) изданий 1511 года «Жизнь Девы Марии», «Большие Страсти» и «Апокалипсис» завершается словами: «Горе тебе, обманщик и вор чужого труда и чужих выдумок, да не придет тебе в голову наложить свои наглые руки на эти произведения! Ибо позволь тебе сказать, что нам пожалована привилегия прославленнейшим императором Священной Римской империи Максимилианом, и никто не может ни копировать и перепечатывать эти картины, ни продавать свои отпечатки в областях империи. Если же ты, либо по пренебрежению, либо руководимый преступной алчностью, ослушаешься, будь уверен, что ты можешь рассчитывать на конфискацию твоей собственности и строжайший штраф».

Если печатной графики Дюрера в российских музеях сотни листов, то с ручной гораздо сложнее. Есть всего около 30 рисунков. Эрмитажная «Мадонна с Младенцем» происходит из коллекции Ивана Бецкого, президента Академии художеств в екатерининские времена. «Аллегорию справедливости» покупала сама императрица. Как и «Автопортрет в рост», который находится в собрании ГМИИ. Последний рисунок отправился в 1932 году из Эрмитажа на печально известные советские распродажи. Но его «подвела» плохая сохранность: в XIX веке он находился в постоянной экспозиции музея, поэтому вернулся назад в простой антикварный магазин.

Недавно на выставке «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» были показаны «Танцующие и музицирующие путти с античным трофеем» из собрания Алексея Сидорова. Большая часть остальных рисунков Дюрера в музейном фонде относится к так называемому трофейному искусству и попала в СССР после 1945 года.

Выставка Дюрера развернута в Николаевском зале Зимнего дворца, где год назад гостил Рафаэль. Они были современниками, переписывались и, если верить Джорджо Вазари, обменивались работами. Существует предположение, что на фреске «Изгнание Илиодора из храма» в папском дворце Рафаэль изобразил себя и Дюрера как лучших художников своего времени.