1. Культурная война
  2. Смерть деятелей культуры
Токио, / ИА Красная Весна

В The Japan Times помянули американского пропагандиста кёгэн

Изображение: Chris Gladis (СС) www.flickr.com
Сцена из пьесы Додзе-дзи, в которой два глупых священника невольно высвобождают древнюю душу очень злой женщины.
Сцена из пьесы Додзе-дзи, в которой два глупых священника невольно высвобождают древнюю душу очень злой женщины.

Уникальный американский актер Дон Кенни, посвятивший свою жизнь исполнению на английском языке и распространению традиционного стиля японского театра кёгэн, умер в сентябре в возрасте 88 лет, сообщает 24 ноября англоязычная японская газета The Japan Times, публикуя обзорную статью актёра, драматурга, режиссера и композитора из Сэндая Ринтаро Дайнити.

Кенни также был известен читателям Japan Times по трем колонкам, связанным с театром и кино, которые он вел в газете с 1969 года: Theater Off Ginza, On Stage и Recommended Revivals. В 1971 году он начал писать обзоры фильмов для Times, и делал это до середины 1980-х годов.

Но настоящей страстью Кенни была сцена. Родившись в 1936 году, он приехал изучать музыку и танцы в Университет Филлипса в Оклахоме. Однако вскоре Кенни прибыл в Японию в качестве американского солдата, размещенного на авиабазе Ацуги в префектуре Канагава. В 1959 году, вскоре после прибытия, он случайно попал на постановку кёгэн и был полностью очарован игрой актеров. С этого момента его жизнь вернулась на театральную стезю.

Кёгэн — это стиль классической японской комедии, история которого насчитывает более 600 лет. Его кандзи буквально переводятся как «безумные слова», и его часто исполняли в перерывах между постановками театра но.

Кенни принял эту форму искусства и был принят в Университет Васэда в Токио, чтобы учиться у известного исполнителя кёгэна Мансаку Номуры, одного из «Живых национальных сокровищ Японии». На своего рода выпускном экзамене под наблюдением Номуры Кенни было поручено исполнить один окудэн кёгэн. «Окудэн» относится к исполнению чрезвычайно сложной пьесы, обязательное требование для любого потенциального профессионального исполнителя кёгэна.

Окудэн кёгэн Кенни был «Насу, но Ёити» о самурае с таким же именем, который сражался за клан Минамото в войне Гэмпэй 1180-85 годов. В тесте, предложенном Номурой, Кенни использовал и японский, и английский языки, чтобы пройти, и остается единственным человеком, когда-либо завершившим выступление на двух языках.

Используя свое двуязычие дальше, Кенни перевел более 200 сценариев кёгэн на современный английский язык, тем самым открыв двери этого стиля исполнения миру. В результате люди со всего мира приезжали в Японию, чтобы изучать кёгэн непосредственно у Кенни. Он сформировал театральную труппу с некоторыми из своих последователей и с 1976 года начал исполнять кёгэн на английском языке, гастролируя по 33 странам и став лидером в международном распространении этой формы искусства.

Его величайшим достижением было не только то, что он переводил и говорил об искусстве, но и то, что он сам его демонстрировал. Кенни продолжал выступать на сцене до 2013 года, когда ему исполнилось 77 лет.

Во время своего пребывания в Японии Кенни также посчастливилось познакомиться с некоторыми из самых творческих людей страны. Он был близким другом режиссера Сёитиро Сасаки, которого критики считали сильным соперником известного британского режиссера Кена Лоуча. Сасаки приписывают революционный подход к созданию телевизионных драм в Японии, таких как «Dream Island Girl». Его усилия были описаны Тай Кавабатой на страницах The Japan Times, также умершем в возрасте 88 лет.

Кенни также пережил кончину своего партнера по кёгэну и жизни, Ситиро Огавы, который умер в 2011 году.

Поскольку американский актер был достаточно грамотен, чтобы с легкостью читать древние японские тексты, он оставил после себя множество английских переводов кёгэн и других произведений японской культуры.