ФБР понадобился аудит для выяснения числа информаторов на протесте 6 января

Изображение: (сс) Tyler Merbler
Сторонники Трампа у Капитолия
Сторонники Трампа у Капитолия

6 января 2021 года у ФБР было так много платных информаторов в Капитолии, что оно запуталось в их числе и позже было вынуждено провести пересчет, чтобы точно определить, сколько «конфиденциальных источников информации» ФБР присутствовало среди сторонников Трампа, сообщила 19 сентября газета The New York Post.

Проблема возникла из-за того, что присутствовавшие у Капитолия информаторы ФБР находились в ведении различных местных отделений ФБР, сообщил конгрессу США бывший помощник директора ФБР.

По словам Стивена Д’Антуоно, бывшего руководителя вашингтонского отделения ФБР, по крайней мере один информатор общался со своим куратором из ФБР, когда входил в Капитолий.

Д’Антуоно за закрытыми дверями дал показания Юридическому комитету Палаты представителей, что его офис знал еще до беспорядков, что некоторые из их информаторов примут участие в митинге «Остановим воровство», организованном бывшим президентом Дональдом Трампом, но он узнал об этом только после того, как также присутствовали информаторы из других отделений на местах, а также другие, принявшие участие по собственному желанию.

Полевому отделению в Вашингтоне пришлось попросить штаб-квартиру ФБР «провести опрос или сообщить людям информацию о том, были ли замешаны какие-либо „конфиденциальные источники“», чтобы они могли получить представление о масштабах шпионских операций ФБР в Капитолии в тот день.

«Мы начали получать ответы» из штаб-квартиры ФБР, добавил Д’Антуоно, что помогло определить, какие отделения на местах внедрили в толпу конфиденциальных информаторов.

Один оплачиваемый информатор из полевого офиса в Канзас-Сити находился в Капитолии, когда толпа хлынула внутрь, и якобы общался со своим куратором из ФБР.

На вопрос, сколько информаторов, обнаруженных в ходе проверки, было в толпе в тот день, Д’Антуоно ответил только «несколько».

По данным Управления генерального инспектора министерства юстиции США, которое выразило обеспокоенность по поводу процесса проверки этих платных информаторов, ФБР тратит в среднем $42 млн каждый год на выплаты своим конфиденциальным источникам.

В письме директору ФБР Кристоферу Рэю во вторник председатель Юридического комитета Джим Джордан (республиканец от штата Огайо) назвал показания Д’Антуоно «крайне тревожными».

Это предполагает, что «ФБР не может адекватно отслеживать деятельность и операции своих информаторов и что оно потеряло контроль над своими источниками, присутствовавшими в Капитолии 6 января», — написал он.

«Эти разоблачения усиливают существующие опасения, выявленные специальным прокурором Даремом по поводу использования ФБР и оплаты услуг информаторов, которые сфабриковали доказательства и исказили информацию», — заявил глава комитета.

«Генеральный инспектор Министерства юстиции также выявил критические проблемы в программе информаторов ФБР, — добавил Джордан, — включая неспособность ФБР полностью проверить их и готовность ФБР игнорировать тревожные сигналы, которые могут поставить под сомнение надежность информатора».

Джордан попросил Рэя провести «содержательный брифинг» о том, как ФБР использовало платных информаторов 6 января 2021 года, а также «любые конкретные рекомендации или предостережения, которые были даны информаторам ФБР перед их развертыванием».

Рэя также попросили предоставить все документы, полученные от информаторов о беспорядках в Капитолии.

Джордан также хочет получить документацию, подтверждающую источник, касающуюся бывшего британского шпиона Кристофера Стила, который был ответственным за печально известное «досье ложных обвинений в связях Трампа с Россией.

Число информаторов ФБР, присутствовавших во время беспорядков в Капитолии, долгое время было спорной темой на судебных процессах над сотнями обвиняемых, задержанных с того дня.

Бывший начальник полиции Капитолия Стивен Санд заявил, что, помимо платных информаторов, у ФБР было по меньшей мере 18 тайных агентов в толпе плюс примерно 20 информаторов в толпе было у министерства внутренней безопасности США.