Модель СССР была оптимальной для противостояния с Западом — Кургинян
Советская модель устройства всей жизни государства была оптимальной в условиях противостояния Западу, железного занавеса и самодостаточности, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян в очередном выпуске передачи «Предназначение», вышедшем 30 декабря на канале движения в YouTube.
Политолог размышляет, была ли советская модель просто неэффективной и убогой с точки зрения некоего абсолютного рационального варианта, или же для варианта невхождения в Запад она являлась близкой к оптимальной. Ответ зависит от того, насколько выбранная модель отвечает цели, подчеркнул он.
«Я утверждаю — и все это уже сейчас понимают, — что советская модель для этого антивхождения [в Запад] была близкой к оптимальной. А для вхождения была абсолютно уродливой. Она не была уродливой как таковая, как вещь в себе, она была уродливой применительно к определенному целеполаганию и неуродливой применительно к другому», — считает Кургинян.
В качестве примера аналитик рассмотрел довоенную индустриализацию в Советской России. Либеральные экономисты, как зарубежные, так и отечественные, указывают на ошибки и издержки проведения индустриализации, которую, по их мнению, надо было бы начинать с развития промышленности группы Б, то есть с производства товаров народного потребления. Тогда, указывают они, за 50-70 лет СССР без потрясений и ужасных жертв превратился бы в индустриальную державу.
«Но у Сталина не было 50–70 лет! Он прямо сказал, что у него есть десять лет, „иначе сомнут“. А с точки зрения десяти лет и противостояния колоссальному блоку западных держав, именуемому гитлеровским рейхом, оптимально было строить от группы А, от тяжелой промышленности», — отметил Кургинян. Если иметь в виду цель — защиту страны от фашизма, то Сталин провел индустриализацию страны оптимальным образом.
Советская модель, по мнению политолога, была оптимальной в условиях самодостаточности и железного занавеса. И она же стала «глупой до отвратительности», когда страна захотела стать частью глобального мира.
«Нет идеальной модели существования „вообще“. Есть модель существования, оптимальным образом соответствующая целеполаганию: вхождению, невхождению и антивхождению [в Запад]», — заключил лидер движения «Суть времени».