СМИ: современная церковная интеллигенция РФ будет верна Константинополю
Современное поколение церковной интеллигенции России не поддержит решение Синода Русской православной церкви о разрыве с Константинопольским патриархатом, а впоследствии станет основой для распространения в РФ юрисдикции Русской архиепископии Константинопольского патриархата. Об этом 17 октября говорится в «Новой газете».
Издание напоминает, что в 1930-е годы либеральная часть русской церковной эмиграции объединилась в Русскую архиепископию с центром в Париже, которая подчиняется Константинопольскому патриархату. Именно к этой архиепископии относили себя такие видные фигуры русской эмиграции, как о. Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Василий Зеньковский, о. Георгий Флоровский, о. Николай Афанасьев, Владимир Лосский. Отмечается, что выходцами «парижской богословской школы» являются священники Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, митрополит Антоний Сурожский, архимандрит Софроний (Сахаров).
Как отмечает издание, религиозная мысль русской эмиграции развивалась под эгидой Константинопольского патриархата, а современное поколение российской церковной интеллигенции было воспитано в русле этой зарубежной традиции.
Издание подчеркивает, что эта интеллигенция «никогда не поддержит обскурантистских и радикальных лозунгов патриарха Кирилла и не будет исполнять его приказов о разрыве общения с Константинополем», а в случае ослабления «политического режима» эта интеллигенция станет «питательной почвой для распространения на территорию России юрисдикции Русской архиепископии Константинопольского патриархата».
Издание напоминает, что монашеское государство Святая гора Афон, куда ездят крупные российские чиновники, образовавшие элитный «Афонский клуб», также подчиняется Константинопольскому патриархату.
Напомним, 11 октября Вселенский патриархат начал процесс предоставления автокефалии Церкви Украины. Кроме этого, Синод Константинопольского патриархата принял следующие решения: немедленно восстановить Ставропигию (церковные учреждения, независимые от местной епархиальной власти и подчиненные непосредственно патриарху или Синоду) Вселенского патриарха в Киеве, принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, то есть фактически — аннулировать их отлучение, отозвать правовые обязательства по Синодальному письму 1686 года с предоставлением Московскому патриарху права поставления митрополита Киевского.
15 октября Русская церковь разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. В заявлении Синода Русской православной церкви сказано, что «принятие в общение» раскольников и преданного анафеме в другой поместной церкви лица, включая всех рукоположенных им священников, «посягательство на чужие канонические уделы», отречение от исторических решений и обязательств выводит Константинопольский патриархат за рамки канонического поля и делает невозможным евхаристическое общение с ним.