Впервые ООН решилась на активные действия в Ливии — Guardian

Флаг ООН
Флаг ООН

Ввести наблюдателей для регистрации фактов широко нарушаемого режима прекращения огня в Ливии решила ООН, 1 января сообщила британская газета Guardian.

Официальные лица ООН заявили, что организация пытается добиться ощутимого прогресса в формировании нового единого правительства и избежать возможного срыва трехмесячного прекращения огня.

В письме к государствам-членам генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал региональные блоки назначить наблюдателей для фиксации исполнения условий прекращения огня и эмбарго на поставки оружия. Данные положения нарушаются, по данным ООН, в основном Турцией и ОАЭ.

Guardian отмечается, что ООН впервые «предпримет активные шаги на местах для обеспечения соблюдения режима прекращения огня помимо сообщений, в которых подробно рассказывается, как нарушается эмбарго на поставки оружия».

Ливия страдает от внутренних разногласий почти десять лет. Страна разделена: часть страны контролируется признанным ООН Правительством национального согласия (ПНС) и его вооруженными силами; ПНС базируется в столице Триполи и поддерживается Турцией, и вторая часть — восточная Ливия, которой руководит Парламент в Тобруке и которую контролирует Ливийская национальная армия (ЛНА), поддерживаемая различными странами. Как отмечает Guardian, ЛНА поддерживают Египет, ОАЭ, России и Франции.

По оценкам ООН, стоимость конфликта с 2011 года составила 578 миллиардов долларов (424 миллиарда фунтов стерлингов).

За последние три месяца появился шанс на национальное примирение. В качестве одной из главных причин этому Guardian видит то, что вдохновитель неудавшейся осады Триполи, глава ЛНА, генерал Халифа Хафтар потерял внешнее влияние и престиж внутри страны.

Напомним, что прекращение огня было согласовано враждующими сторонами 23 октября в Женеве. Соглашение также включает положения о том, что все иностранные войска должны покинуть Ливию в течение трех месяцев. Однако на текущий момент нет никаких признаков того, что это происходит.

Исполняющая обязанности специального посланника ООН Стефани Уильямс заявила, что в стране находится 20 000 иностранных солдат или наемников.

Форум политического диалога по Ливии зашел в тупик

Уильямс попыталась воспользоваться моментом, чтобы решить текущие проблемы и созвала в ноябре в Тунисе ливийский политический диалог в составе 75 человек. Форум должен был подготовить почву для выборов, которые теперь намечены на 24 декабря, 70-ю годовщину независимости Ливии, и для формирования временного национального правительства во главе с премьер-министром.

С тех пор форум зашел в тупик из-за порога голосования (необходимо было 75% для принятия решения со стороны форума). В результате чего не был решен вопрос о новом премьер-министре. После 30 часов переговоров, более шести онлайн-сессий форум еще не пришел к соглашению, но Уильямс сказала участникам, что время было «роскошью, которую вы больше не можете себе позволить», если они хотят решения, сформированного в самой Ливии. Она объявила, что создает подгруппу из 15 человек, чтобы согласовать формулу выбора временного премьер-министра.

Уильямс, которая ранее называла устоявшееся поколение ливийских политиков «динозаврами», сказал, что Ливия также не может больше допускать, чтобы политика рассматривалась как игра с нулевой суммой, в которой есть явные победители и проигравшие. Послы из США и четырех европейских стран подтвердили это сообщение на откровенной встрече с ПНС в среду.

Новая политика Египта

Ощущение необходимости срочных действий в ООН усилилось, когда 24 декабря Хафтар, почувствовав политический вакуум, заявил, что война с Турцией неизбежна и ливийцы должны к ней готовиться.

Но неожиданным событием стало то, что делегация высокопоставленных египетских дипломатов и сотрудников разведки посетила Триполи 27 декабря, чтобы встретиться с лидерами ПНС, что стало первым дипломатическим контактом между Египтом и ПНС с 2014 года. Визит, казалось, указывал на дистанцию, если не на разрыв между Каиром и Абу-Даби по поводу ценности Хафтара и дальнейшей войны.

Следует отметить, что давний посол Египта в Ливии Мохамед Абу Бакр был ключевым участником делегации. Его подход всегда заключался в том, чтобы работать со всеми сторонами и поддерживать ООН, но его голос был подорван из-за того, что Эмираты и Франция поддерживали военную кампанию Хафтара.

«Голоса дипломатии временно возобладали в Каире, и египтянам необходимо восстановить свои связи с ПНС», — сказал Питер Миллет, бывший посол Великобритании в Ливии. «В Каире всегда были разногласия между Министерством иностранных дел, которое выступает за решение путем политических переговоров, и военными, которые поддерживали Хафтара и работали с эмиратами. Военный вариант не сработал, и дипломатический подход снова получил шанс», — отметил он.