Профессор Гарварда призвал соцсети бороться с дезинформацией по COVID-19
Обилие дезинформации по коронавирусу в Сети назвал серьезным вызовом при борьбе с эпидемией директор Гарвардского института общественного здравоохранения Ашиш Джа на врачебной конференции 29 июля, проведенной Университетом Калифорнии в Сан-Диего.
В ходе своего выступления профессор пожаловался на то, что «я трачу очень много времени на противодействие дезинформации, которую во многом распространяют социальные сети».
Доктор Джа продолжил «социальные сети должны себя спросить — в какой степени они хотят быть крупной составной частью этой проблемы, или же они хотят начать играть положительную роль в ее решении?»
Напомним, социальные сети Facebook и Twitter, а также видеохостинговые площадки уже участвовали в снятии материалов по коронавирусной эпидемии, которые считаются спорными или недостоверными.
Наиболее свежий случай — снятие с ряда крупных интернет-площадок 28 июля материалов, созданных группой, называющей себя «Американскими докторами с передовой» (America’s Frontline Doctors). Формальным поводом для снятия материалов стали содержащиеся в них утверждения, что гидроксихлорохином можно излечиться от COVID-19.
Нельзя не сочувствовать профессору Джа, которому приходится, выступая на общественных площадках, «тратить очень много времени на противодействие дезинформации». Но тут, как говорится, «назвался груздем, так полезай в кузов». Назвался экспертом, так опровергай неправильную информацию и говори при этом более убедительно, чем твои оппоненты.
Расширение же интернет-цензуры по отношению к уже чувствительной теме эпидемии коронавируса и связанными с ней странностями в итоге приводит к диаметрально противоположному результату. Вместо того, чтобы привлекать скептиков к дискуссии, их пытаются маргинализировать, тем самым создавая ореол «мучеников цензуры» и тем самым добавляя привлекательности к их позиции.
Таким образом, популярная научная дискуссия превращается в накаленное противостояние пропагандистов и контрпропагандистов с разных сторон. Мнение же по действительно важным вопросам люди тогда формируют не на основе обсуждения доказательной базы и ее качества, а из чисто идеологических соображений. Такое общество становится еще более подверженным новым манипуляциям.