1. Политическая война
  2. Процессы в Африке
Виндхук, / ИА Красная Весна

Парламент Намибии недоволен правительством из-за сроков на принятие законов

Ноэль Куапель. Солон, объясняющий афинянам свои законы. 1672
Ноэль Куапель. Солон, объясняющий афинянам свои законы. 1672

Обеспокоенность по поводу того, что министры кабинета торопятся внести на утверждение парламента критические законопроекты, выразили политические эксперты и члены парламента от оппозиции, 25 июня сообщает газета The Namibian.

Законопроекты, которые вносят поправки в ряд законов Намибии, разработаны с целью избежать включения Намибии в серый список Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Попадание в серый список означает, что страна находится под усиленным контролем ФАТФ из-за определенных недостатков в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Банк Намибии предупредил, что занесение страны в серый список окажет негативное влияние на финансовую систему Намибии, повлияв на прямые иностранные инвестиции, потоки капитала и увеличив рост затрат на соблюдение требований. Поэтому члены исполнительной власти срочно внесли в Национальное собрание страны законопроекты, которые непременно должны быть приняты парламентом до 30 июня.

К ним относятся законопроекты о предупреждении организованной преступности, о внесении поправок в Закон о полиции, в уголовно-процессуальный кодекс, в закон об экстрадиции и в закон о международном сотрудничестве в уголовных делах.

Также необходимо принять законопроекты о поправках в законы о компаниях, о закрытых корпорациях, о виртуальных активах, а также законопроект о предотвращении террористической деятельности, ее распространения и борьбе с ней.

Ожидается также, что парламент рассмотрит законопроект об управлении платежной системой, который должен был быть представлен на рассмотрение, тогда как законопроект о банковских учреждениях и законопроект о трастах были переданы разработчикам законов для корректировки.

В сентябре 2022 года Намибия прошла свой второй экспертный обзор — взаимную оценку Группы по борьбе с отмыванием денег Восточной и Южной Африки, и ФАТФ пришла к выводу, что стране необходимо ужесточить свои законы. Они должны полностью соответствовать Конвенции ООН о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и его распространения.

Намибии было дано 12 месяцев на выполнение требований ФАТФ к октябрю 2023 года, в противном случае она рискует попасть в серый список. В настоящее время парламент страны лихорадочно пытается принять около 12 законопроектов, прежде чем 13 июля он уйдет на двухмесячный перерыв, чтобы вновь открыться в сентябре.

Спикер парламента Петер Катжавиви на прошлой неделе напомнил депутатам, что у них заканчивается время для обсуждения и голосования по внесенным предложениям и законопроектам.

По его словам, в соответствии с действующими парламентскими правилами, все проекты, не принятые в последний день сессии, будут аннулированы.

Представляя законопроект о поправках к Закону о финансовой разведке, министр финансов и государственных предприятий Иипумбу Шиими заявил, что этот законопроект входит в число законов, в которые Намибии необходимо внести поправки, чтобы избежать попадания в серый список ФАТФ.

В результате депутаты от оппозиции обвинили в проявлении неуважения к законодательной власти исполнительную власть, поскольку она проталкивает важнейшие законы через парламент и ожидает, что они быстро будут утверждены.

«Кабинет министров еще с прошлого года знал, что эти законопроекты важны. Они знали, что крайний срок — 30 июня 2023 года, но из-за того, что они так пренебрежительно относятся к парламенту, они потратили всё свое время на разработку этих законопроектов», — указал Джозеф Кауанденге из партии «Демократическая организация национального единства (NUDO).

Кауанденге напомнил премьер-министру Сааре Куугонгельве-Амадхиле, которая является главой исполнительной власти в парламенте, что законодательная власть «не может использоваться исполнительной властью как простой государственный орган».

Он сказал, что такие законопроекты, как законопроект об уголовном судопроизводстве, содержат критические предложенные поправки, _«которые требуют тщательного опроса специалистов и исследования, чтобы можно было внести значимый вклад, а не простое одобрение».

Замечания Кауанденге поддержал Калимбо Иипумбу из партии «Намибийские борцы за экономическую свободу», который назвал ситуацию тревожной:

«Вся проблема здесь в том, что нас очень беспокоит синдром, когда министры хотят, чтобы члены парламента просто заслушивали законопроекты без надлежащей их проверки», — сказал он. Что касается законопроектов, связанных с реформами, требуемыми FATF, Иипумбу сказал, что депутатов не следует обвинять в том, что они торопятся с их принятием.

«Потому что, если мы не сделаем это за эти три-четыре дня, страна попадет в серый список. Но помните, эти законопроекты были внесены в прошлом году в сентябре. Поэтому обязанностью руководителей было бегать вокруг, чтобы убедиться, что мы уже получили эти документы вовремя, а тогда мы могли бы их уже просмотреть», — отметил он.

Депутат от Народно-демократического движения Инна Хенгари сказала, что текущая ситуация дает депутатам неэффективное время для изучения, исследования и скрупулезной проверки законов до того, как они будут согласованы.

Политолог Ндумба Камванья считает, что такая спешка не оставляет места для надлежащего обсуждения. «Что происходит, так это то, что, когда они торопятся, нет надлежащего диалога и дебатов, чтобы общественность могла убедиться, что законы качественные», — говорит он.

«Я не знаю, сделано ли это намеренно, чтобы не допустить обсуждения, или это вопрос компетентности и других факторов», — заключил политолог.

Исполнительный директор Института исследований государственной политики Грэм Хопвуд говорит, что существует настоятельная необходимость в принятии этих законопроектов, но это не должно происходить без надлежащего изучения и обсуждения.

«При необходимости парламент должен продлить свои заседания или даже заседать по вечерам, чтобы обеспечить надлежащее обсуждение этих законопроектов», — считает он.

По словам директора Центра правовой помощи Тони Хэнкокс, границы между законодательной и исполнительной ветвями власти в Намибии настолько размыты, что критически важно это учитывать и оценивать последствия.

«Нужно помнить, что парламент и все остальные не обязательно юристы. Я знаю, что юридическая команда проверит документы заранее, но вы знаете, все должны быть действительно уверены, что то, что содержится в законе, это то, чего они хотят, и это нельзя просто быстро протолкнуть», — говорит она.

Комментарии
АП

Александра Пахмутова 08:43 26.06.23

Попытка создания пакета взаимных договоренностей глобального международного права на базе интересов глобального гегемона привела к тому, что страны, вписавшиеся в единое правовое поле, потеряли субъектность и возможность распоряжаться своими суверенными ресурсами в интересах своего населения, как в силу формальности (ограниченности) представлений мировых элит, так и в силу их недееспособности, выраженной в отсутствии критического отношения к самим себе и своим познаниям.

Обсудить в комментариях