Раньше продавцы подстраивались под цены рынка. Теперь они сами оказывают влияние на рынок

Эксперт объяснил, как «лечить» рынок для снижения цен на продукты

Юрий Пименов. В магазине. 1938
Юрий Пименов. В магазине. 1938
Юрий Пименов. В магазине. 1938

Острый рост цен на продукты в России вызван монополистическим диктатом крупных ритейлеров, заявил кандидат экономических наук, ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Михаил Беляев 22 июля в комментарии для ИА Красная Весна.

Экономист прокомментировал рост цен на основные товары, прежде всего на продукты питания. На острую ситуацию указал 22 июля президент РФ Владимир Путин на совещании с членами правительства.

«В последние годы сложилась такая ситуация, что у нас на рынке продовольственных товаров стали доминировать крупные торговые сети, сетевые структуры. Они оказывают такое давление на рынок в виде диктата», — объяснил эксперт.

Изображение: Squirrel_photos
Полки супермаркета
Полки супермаркета
супермаркетаПолки

Он отметил, что нынешняя ситуация заметно отличается от той, что была в предыдущие годы. В частности, поступление сезонных продуктов перестало оказывать понижающее давление на цены.

Беляев добавил, что раньше продавцы подстраивались под цены рынка, складывавшиеся под влиянием спроса и предложения. Теперь они сами оказывают влияние на рынок.

«Цель у них одна — удержать цены, а еще лучше, при каждом удобном случае их повысить. Механизм вот такой. Они используют любой удобный случай для оправдания таких действий… то у них там за рубежом цены растут, там у них засуха, здесь саранча», — рассказал ученый.

Заняв доминирующее положение на рынке и осуществляя ценовой диктат, ритейлеры могут получать повышенную прибыль «без особых хлопот». Обвинять их в этом, как считает экономист, трудно, потому что они действуют в рамках рыночного закона.

«Это механизм монополистического устройства рынка. Это надо понять раз и навсегда, что этот рынок устроен именно таким образом и не пытаться его лечить какими-то другими методами, которые применимы к рынку более-менее классическому», — объяснил Беляев.

Он считает, что в ситуацию должна вмешаться Федеральная антимонопольная служба.

Изображение: Дмитрий Туркин©ИА Красная Весна
Продуктовый супермаркет
Продуктовый супермаркет
супермаркетПродуктовый

«Вот она [ФАС] должна за этой ситуацией внимательно следить. Это и прозвучало в мягкой форме в словах президента», — подчеркнул экономист.

По его мнению, ФАС необходимо дать дополнительные полномочия, чтобы ведомство могло не просто отслеживать ситуацию, а принимать меры для ее пресечения.

Беляев отметил, что речь не идет о внерыночном механизме ограничения цен. Целью является добиться разных ценовых предложений.

«Мы не вмешиваемся в дела рынка, мы не искажаем действия рынка, а наоборот охраняем рынок, вот этот рыночный механизм от взлома его монополий в личных, эгоистических интересах», — подчеркнул ученый.

Он обратил внимание, что продуктовый рынок является монополистическим, несмотря на наличие нескольких действующих субъектов.

«У нас очень примитивно понимают слово „моно“. Мол если произносится „моно“, то значит должен быть какой-то один ритейлер. В [экономической] теории есть другая форма монополистических образований, которая все равно монополия. Это так называемая олигополия, т. е. несколько крупных компаний, которые действуют согласовано», — сказал эксперт.

Он считает олигополию опаснее монополии. Дело в том, что последняя лучше видна, «она действительно одна и с ней легко работать». А когда есть несколько монополистов, соединенных между собой, они могут изображать конкуренцию.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER