Подержанные электромобили не пользуются спросом у покупателей
Подержанные электромобили не пользуются спросом у покупателей, и это подрывает рынок новых электрокаров, сообщает 25 декабря The Japan Times в большом обзоре, посвященном проблемам рынка электромобилей.
На рынке подержанных автомобилей стоимостью 1,2 триллиона долларов цены на автомобили с аккумуляторным питанием падают быстрее, чем на их собратьев с двигателями внутреннего сгорания. Покупатели избегают их из-за отсутствия субсидий, желания дождаться более совершенных технологий и продолжающегося дефицита зарядной инфраструктуры. Жестокая ценовая война, развязанная Tesla и конкурентоспособными китайскими моделями, еще больше снижает стоимость как новых, так и подержанных автомобилей, угрожая доходам Volkswagen и Stellantis.
Поскольку большинство новых автомобилей в Европе продаются в лизинг, автопроизводители и дилеры, финансирующие эти сделки, пытаются возместить убытки от резкого падения стоимости за счет повышения стоимости займов. Это ударило по спросу на некоторых европейских рынках, которые были в авангарде перехода от двигателей, работающих на ископаемом топливе. Некоторые из крупнейших покупателей новых автомобилей, в том числе фирмы по прокату, сокращают внедрение электромобилей, потому что теряют деньги на перепродажах, а Sixt исключает модели Tesla из своего автопарка.
«Когда автомобиль теряет 1% своей стоимости, я получаю на 1% меньше прибыли», — говорит Кристиан Дальхейм, возглавляющий подразделение финансовых услуг VW. По его словам, проблемы с подержанными электромобилями могут разрушить миллиарды евро доходов компании.
Ожидается, что проблемы усугубятся в следующем году, когда многие из 1,2 миллиона электромобилей, проданных в Европе в 2021 году, расторгнут трехлетние лизинговые контракты и выйдут на рынок подержанных автомобилей. То, как компании решат эту проблему, будет иметь решающее значение для их прибыли, доверия потребителей и, в конечном итоге, для декарбонизации, включая план Европейского Союза по поэтапному отказу от продаж новых автомобилей, работающих на топливе, к 2035 году.
«Спрос на подержанные электромобили отсутствует», — сказал Мэтт Харрисон, главный операционный директор Toyota в Европе.
Компании могут направить автомобили с аккумуляторным питанием в предложения мобильности и стартапы по совместному использованию поездок, но спрос со стороны этих предприятий ограничен. Нежелательные автомобили с двигателем внутреннего сгорания часто попадают в Африку, где их плохое состояние вызывает проблемы загрязнения. Этот рынок в значительной степени закрыт для электромобилей, потому что там нет инфраструктуры для их зарядки.
Китай предлагает предостерегающую историю. Прибыльные субсидии превратили страну в гиганта по производству электромобилей, но также привели к появлению заросших сорняками кладбищ брошенных автомобилей с батарейным питанием. Любые подобные неприятности в Европе или США могут усилить призывы консервативных политиков свернуть помощь отрасли, поскольку в 2024 году в США и Европе состоятся ключевые выборы.
Предупреждающие знаки вокруг электромобилей появились в начале этого года, когда Tesla начала агрессивно снижать цены, пытаясь поддержать продажи. Это спровоцировало ценовую войну, за которой последовали другие производители, что снизило прибыльность одних и привело к увеличению и без того огромных потерь для других.
Согласно данным о продажах iSeeCars.com, веб-сайта, который оценивает автомобили и дилеров, цены на подержанные электромобили упали примерно на треть за год до октября, по сравнению со снижением всего на 5% на общем рынке подержанных авто. По данным группы, подержанные электромобили продаются дольше, чем бензиновые модели, даже после значительного снижения цен.
В Германии, крупнейшем автомобильном рынке Европы, большинство новых автомобилей сначала продаются как служебные или автопарки, а затем через один-три года снова попадают на частный подержанный рынок. Но поскольку заказы даже на новые электромобили замедляются, все больше и больше бывших в употреблении моделей находятся на складах более 90 дней, а это означает, что они становятся «инвентарем риска».
«Необходимо значительно снизить цены только для того, чтобы побудить клиентов обратить внимание на электромобили», — сказал Дирк Веддиген фон Кнапп, возглавляющий группу, представляющую дилеров VW и Audi.
Частично проблема заключается в том, что отрасль впервые сталкивается с подержанными электромобилями. По словам Веддигена фон Кнаппа, автомобили с двигателями внутреннего сгорания можно быстро оценить по их возрасту и пробегу, но широко используемых тестов, определяющих качество аккумулятора, не существует. По данным BloombergNEF, аккумулятор составляет около 30% стоимости электромобиля, и ожидается, что в ближайшие годы эта доля снизится.
Конечно, некоторые электромобили работают хорошо спустя годы после их появления, при этом деградация аккумуляторов меньше, чем ожидалось, говорит Майк Тиндалл, аналитик HSBC. Teslas могут быстро продаваться на вторичном рынке благодаря репутации бренда как технологического лидера и регулярным обновлениям программного обеспечения для беспроводных сетей. Необычный электромобиль BMW i3, представленный десять лет назад, даже стал культовым.
Тем не менее большинство потребителей по-прежнему неохотно покупают подержанные электромобили. Производители уже работают над новыми технологиями аккумуляторов, в том числе твердотельными, которые обещают более дешевые автомобили с большей дальностью хода и более быстрой зарядкой. Такие компании, как Mercedes-Benz Group и BMW, объявили о планах представить несколько электромобилей следующего поколения примерно в середине десятилетия, в то время как Volkswagen, Stellantis и Renault разрабатывают модели стоимостью 25 000 евро (2,55 млн руб.) или меньше.
Ayvens, компания по управлению автопарком, обслуживающая около 3,5 миллиона автомобилей, заявила, что неопределенность вокруг технологии электромобилей убедит больше клиентов брать в аренду, а не покупать, что ускоряет переход от владения автомобилем к вождению за плату.