Инвалидность по психическим расстройствам у подростков растет — специалист

Уровень психических расстройств у подростков непрерывно растет, заявила кандидат медицинских наук, заместитель директора Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой Анна Басова 21 ноября на конференции «Культурная и образовательная политика как основа суверенного государства», проходящей в рамках XX международного конгресса «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».
«Мы научились лечить всё, кроме психических болезней», — заявила она. Басова уточнила, что психические расстройства лечатся лучше, чем век назад, но явно недостаточно.
При этом специалист подчеркнула, что психические расстройства у детей и подростков вышли на первый план. «Единственная растущая инвалидность у детей и подростков — это инвалидность по психическому заболеванию», — заявила Басова.
Она отметила, что примерно четверть всех детских инвалидностей составляют психические расстройства. «Связано это, видимо, все-таки с биопсихосоциальными факторами», — указала медик.
Среди биологических факторов она назвала генетику, рост иммунных расстройств и последствия ковида, глубина которых только становится ясна.
В психологической сфере ученый отметила влияние цифровизации, которая приводит к тому, что дети все сильнее сдвигаются в сторону сетевого общения, из-за чего страдает эмпатия.
Негативными социальными факторами Басова считает семейные проблемы: «Это и распад само по себе семьи, и обособленность каждого члена семьи». Она отметила, что вечера в семье сейчас каждый проводит со своим гаджетом. Подростки считают, что к ним относятся не как к личностям, игнорируют их желания и потребности.
Басова указала на то, что если раньше негативные факторы повышали уровень внешней агрессии, то сейчас все чаще подростки направляют эту агрессию на себя. «Все эти факторы вызывают рост именно аутоагрессивного поведения подростков», — подчеркнула специалист.
Она заявила, что начали появляться самоубийства даже у детей 10–14 лет. Их еще немного, но тенденция весьма негативная.