НКО Казахстана заявили об «атаке» налоговиков перед парламентскими выборами
Преследования со стороны налоговых служб Казахстана постигли ряд НКО и правозащитных организаций, говорится в опубликованном 30 ноября на сайте Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) «Заявлении независимых организаций гражданского общества и правозащитных организаций Казахстана».
«В течение последних нескольких недель ряд независимых некоммерческих организаций гражданского общества и правозащитных организаций был „атакован“ налоговыми службами, за которыми, по нашему мнению, стоят органы национальной безопасности», — говорится в заявлении.
Далее в заявлении, подписанном семью организациями — общественными фондами «Еркіндік Қанаты», «Международная правовая инициатива», «Международный центр журналистики — MediaNet», «Правовой медиацентр», а также общественными объединениями «Эхо», «Кадір-қасиет» и «Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности» (КМБПЧ), детализируется, что «во всех случаях, как под копирку, в разных регионах страны почти в одно и то же время налоговые органы направили извещения о якобы нарушениях в заполнении форм 017.00 и 018.00 налоговой отчетности, которые как раз касаются сроков уведомления о получении средств из иностранных источников и их расходовании».
Такие нарушения, согласно казахстанскому Кодексу об административных правонарушениях, влекут за собой административные наказания — штраф в размере более 500 000 тенге ($1 150) и приостановление деятельности на срок до 3 месяцев.
В заявлении выражается возмущение тем, что отчетность НКО с зарубежным финансированием куда обширнее, чем у коммерческих организаций с участием иностранных инвесторов. Также в заявлении указывается, что «сами государственные органы получают многомиллионное и даже миллиардное (в долларовом выражении) финансирование из иностранных источников на различные программы и проекты в рамках многосторонних и двусторонних договоров с международными организациями, иностранными банками и зарубежными организациями».
Из факта попадания «под прессинг» организации делают вывод, что налоговые органы перед выборами в парламент Казахстана получили «указание» найти хоть что-нибудь, любые неточности, опечатки, технические ошибки в формах отчетности, чтобы иметь возможность оштрафовать и приостановить деятельность этих организаций.
Все это трактуется как грубое нарушение Казахстаном своих международных обязательств в области поддержки гражданского общества, за что ему грозит самое негативное влияние на имидж государства, его инвестиционную привлекательность и прочие рейтинги.
Интересно отметить, что в числе партнеров, которым КМБПЧ выражает благодарность за финансовую поддержку в своем отчете о 20 годах правозащитной деятельности в Казахстане, находятся правительства и посольства Соединенных Штатов Америки, Канады, Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии и Швейцарии, американская правозащитная организация «Объединение Советов», Национальный фонд поддержки демократии, Американский юридический консорциум и Каунтерпарт Консорциум, Фонд «Евразия», Институт открытого общества и Фонд «Сорос–Казахстан», Фонд Макартуров, Фридом Хауз и многие другие «достойные во всех отношениях» организации.
Напомним, понятие «иностранный агент» впервые введено в обращение в США и активно используется там для того, чтобы ограничивать деятельность всех, от журналистов до ученых, которую американское государство считает нежелательной.
Напомним также, что американскому правосудию принадлежит авторство идеи использовать обвинения в налоговых нарушениях против знаменитого мафиози Аль Капоне, которого по этим обвинениям удалось посадить в тюрьму на 11 лет.
Само самоназвание таких НКО как «независимые» уже давно вызывает улыбку. Много лет подобные «независимые» НКО, финансируемые зарубежными правительствами либо напрямую, либо через посредников, влияют на политику правительств многих стран.
Достаточно вспомнить историю с ассоциацией «Голос» в России, которая не раз была уличена в распространении фейков.
Оханье и аханье западных правительств по поводу ущемления прав подобных «независимых» НКО настолько лицемерен, что уже не понятно, на кого он расчитан.
Казахстан, стремясь к реальной, а не декларативной независимости, конечно, старается ограничить влияние soft power (мягкой силы) из-за рубежа. Ведь НКО являются одним из инструментов этой силы.