1. Реальная Россия
  2. Туристические маршруты
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

Спасатель пояснил, чем отличается нынешний альпинизм от советского

Ростислав Вовкушевский. Альпинисты. 1949
Ростислав Вовкушевский. Альпинисты. 1949

Альпинизм в Советском Союзе предъявлял более жесткие требования к тем, кто идет в горы, заявил альпинист, спасатель, чемпион Санкт-Петербурга по альпинизму Денис Киселев 24 сентября корреспонденту ИА Красная Весна, комментируя трагедию на Эльбрусе.

По его словам, тот альпинизм, который был при Советском Союзе, отчасти остается и в нынешнее время, и называется «вид спорта альпинизм».

«Но раньше нельзя было просто так пойти в горы. Вас просто разворачивали и говорили: „Вам нельзя“. И специально возвращали человека назад», — пояснил Киселев.

Эксперт отметил, что сейчас такого уже нет — никто никого остановить не может. Это, в свою очередь, дает толчок к развитию коммерческого альпинизма, который в его нынешнем виде очевидно имеет как плюсы, так и минусы.

«Он, в принципе, хорош. Проблема в том, что он плохо регулирован. То, что нет законов и правил, по которым данный вид деятельности должен существовать. Если такие законы будут, проблем не будет», — пояснил Киселев.

При этом сам по себе коммерческий альпинизм работает на привлечение в этот вид деятельности новых людей, идет популяризация альпинизма в целом.

«Коммерческие структуры имеют больше возможностей для рекламы этого вида деятельности. А люди, которым понравилось на Эльбрусе с коммерческими группами, они потом могут прийти в спорт и будут прекрасными спортсменами», — считает альпинист.

Однако Киселев отметил, что присутствие в данной сфере некомпетентных людей работает во вред в том числе и образу данного вида спорта, отпугивает людей.

«За нашим спортом уже есть такой шлейф всяких несчастных случаев и ощущение, что это — самоубийцы, какие-то сумасшедшие люди, которые идут, чтобы умереть. Но это далеко не так, и очень грустно, что такая тенденция тоже есть. <…> Когда у нас будет правильное регулирование этого вида деятельности, я думаю, что он займет свою нишу, и это будет здорово», — отметил Киселев.

По его словам, первое, что нужно сделать для исправления ситуации — разобраться с профессией гида-проводника. Обеспечить обучение на должном уровне и обязать компании, которые занимаются этой деятельностью не брать в качестве руководителей некомпетентных людей.

«Это вряд ли сделает данный вид деятельности абсолютно безопасным, но однозначно снизит количество несчастных случаев», — резюмировал эксперт.

Напомним, 23 сентября стало известно, что группа альпинистов, находившихся на Эльбрусе, запросила помощь из-за ухудшения погоды. Первоначально в группу входили 23 человека, но на первом этапе восхождения четыре из них отказались от продолжения маршрута и направились вниз.

Также, как сообщалось, одной из девушек стало плохо. Позже предположили, что у нее началась высотная болезнь. Девушка ушла на спуск вместе с инструктором, а остальная группа продолжила восхождение.

Через некоторое время погода резко испортилась — сильный ветер, плохая видимость, температура воздуха порядка минус 20 градусов. В сочетании с ураганным ветром это дает эквивалентную температуру до минус 50 градусов, что несет риск переохлаждения в течение всего 5-10 минут.

В результате экстремальной ситуации пять человек погибло. Оставшихся эвакуировали спасатели. Причиной гибели людей в основном называлось переохлаждение.

Прокуратура Кабардино-Балкарии начала проверку качества оказания услуг, связанных с подъемом и спуском альпинистов на гору. Власти региона заявили о намерении ужесточить требования к правилам восхождений в условиях высокогорья.

Читайте также: Альпинист назвал причины трагедии на Эльбрусе