Стыковка Dragon II с МКС как вызов для отечественной космонавтики
Первая стыковка космического корабля Dragon II (Crew Dragon) с Международной космической станцией (МКС), которая состоялась 3 марта в 13:51 мск, неизбежно поставит перед российским космическим ведомством ряд серьезных вопросов.
Соединенные Штаты не запускали в космос своих пилотируемых кораблей начиная с 2011 года, когда полетом миссии STS-135 была завершена программа «Space Shuttle». Начиная с того момента, астронавты США совершали полеты к МКС только на борту российских «Союзов». При этом, если первые такие полеты обходились NASA по 21,8 миллионов долларов за кресло в космическом корабле, то к 2018-му ценник поднялся до 81,9 миллионов.
По имеющимся открытым данным, изготовление РН «Союз», космического корабля и их запуск обходятся в 60-70 миллионов долларов. Таким образом, доставка американских астронавтов ощутимо поддерживала пилотируемую программу России. Правда, обратной стороной этой поддержки являлось сокращение количества российских космонавтов на МКС.
С появлением Dragon II для США прекращается ситуация «безвыходности», и страна снова обретает возможность отправлять своих астронавтов на своих кораблях и ракетах со своей территории — то есть возвращается к ситуации времен «Аполлонов» и «Шаттлов».
Как это может изменить сложившееся положение дел?
Российские «энтузиасты космонавтики», многие из которых с гораздо большей теплотой относятся к зарубежным предпринимателям, чем к своей стране, уже злорадствуют на свою любимую тему: «эффективный частник» окончательно выбьет почву из-под ног «российских монополистов».
Чаще всего данный тезис дополняется цитированием известных слов нынешнего главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина о «батуте», на котором американцам придется доставлять своих астронавтов к МКС в случае разрыва с Россией.
При этом, конечно, забывается и то, что фраза эта была произнесена в 2014 году, и то, что с другой стороны в адрес нашей страны тогда же произносились ничуть не менее уничижительные высказывания, в том числе и вполне официальными лицами.
Однако интересно в ситуации другое — американская сторона вовсе не спешит разделять энтузиазм российских антипатриотов. Так, глава NASA Джим Брайденстайн действительно заявлял в августе 2018 года: «американские астронавты будут летать на американских ракетах, взлетая с американской земли». Но сразу же оговорился, что начало полетов на Dragon еще вовсе не означает отказа от сотрудничества с Россией. «Даже когда коммерческие полеты будут возможны, мы намерены поддерживать сотрудничество с Россией. Мы намерены запускать американских астронавтов на „Союзах“, и одновременно мы готовы отправлять российских космонавтов на американских коммерческих кораблях», — разъяснил он.
Другое опровержение, явно или неявно, сделал сам Илон Маск, который на послеполетном брифинге после этой исторической стыковки объявил, что «корабль был разработан практически в равных пропорциях NASA и SpaceX». Таким образом, глава SpaceX фактически признал тот факт, что успех этого полета есть следствие грамотно выстроенного государственно-частного партнерства, а вовсе не «преимущества частной инициативы над неповоротливой государственной машиной».
Однако в любом случае перед российским космическим ведомством встают не самые удобные вопросы. Первый и основной из которых касается средств для осуществления продолжения полетов. Пока что никаких соглашений, которые должны определять механизмы российско-американского взаимодействия после прекращения действующего контракта на полеты, не подписано.
Слова Джима Брайденстайна могут означать то, что на новом этапе США снова предложат вернуться к практике «полетов по обмену» — когда американские астронавты летали на наших «Союзах», а наши, в свою очередь, — на их «Шаттлах». Понятно, что при таком подходе прибыль от пилотируемых полетов уже не будет столь баснословной, как до сего момента.
Очевидный выход для «Роскосмоса» может лежать в плоскости продажи мест на «Союзах» для полетов к МКС третьим странам — и шаги в этом направлении уже делаются. Так, в настоящий момент в «Звездном городке» проходят подготовку два (по открытым данным) астронавта из ОАЭ, причем полет первого из них уже анонсирован на сентябрь этого года в составе экипажа корабля «Союз МС-15». Вполне вероятно, что аналогичные предложения будут сделаны и другим странам.
В качестве второго источника дохода сегодня часто называют космический туризм, в том числе ранее озвученные «полеты по гагаринскому маршруту». При этом «Союз» с профессиональным космонавтом и одним-двумя туристами будет выводиться на орбиту всего лишь на десятки минут или несколько часов.
Однако следует понимать, что практически никакой научной ценности такие полеты сегодня иметь не будут. Кроме того, те богатые личности, круг которых является целевым сегментом такого рынка, с высокой степенью вероятности предпочтут для туристического полета более просторный Dragon, полет на котором уже в силу большего числа мест в корабле будет, к тому же, и более дешевым.
В январе этого года Дмитрий Рогозин в своем интервью подчеркнул, что новый этап коммерциализации российского сегмента МКС возможен только после 2022 года, когда ожидается завершение его развертывания в полной конфигурации. Это может дать возможность и для туристических полетов, и для осуществления коммерческих экспериментов.
Остается открытым самый интересный вопрос — это судьба самой МКС. Напомним, что администрация Трампа уже в 2025 году предполагает прекратить бюджетное финансирование эксплуатации станции. И хотя в Конгрессе такое предложение имеет многих противников, оно вполне может быть принято.
И вот тут наступает самый интересный момент. США не могут просто так взять и выйти из программы МКС, поскольку несут обязательства перед другими странами — участницами проекта. Однако ничего не мешает переложить осуществление полетов к околоземной станции на плечи частных компаний. А бюджет NASA сосредоточить на новых и более престижных целях — в первую очередь, на марсианской программе.
И одна из таких амбициозных задач, которую ставит американское государство — это создание сверхтяжелой ракеты-носителя SLS для пилотируемых экспедиций за пределами околоземной орбиты. Причем, первый ее беспилотный запуск запланирован уже на 2020 год, а пилотируемый с кораблем «Орион» — на 2023 год.
График создания российского корабля нового поколения «Федерация» (впрочем, имя корабля уже в скором времени может быть заменено на мужское) отстает от этих планов — первый беспилотный полет должен состояться также в 2023 году, полет с экипажем — в 2024-м, а пилотируемый облет Луны — в 2028-м (по другим данным — в 2030-м).
Использоваться для полетов к МКС этот корабль, как следует из недавних слов Рогозина и исполнительного директора «Роскосмоса» по пилотируемым космическим программам Сергея Крикалева, также не будет. Именно потому, что его основным назначением является как раз полет в дальний космос и вход в атмосферу со второй космической скоростью — летать на нем в ближнем околоземном пространстве просто экономически невыгодно.
Следует понимать, что и отечественные, и зарубежные планы еще могут много раз претерпеть корректировку и даже оказаться полностью свернутыми — как это уже было в прошлом десятилетии. Но факт остается фактом — государственные космические ведомства вступают в борьбу за пилотируемые «проекты престижа» в дальнем космосе, оставляя низкую околоземную орбиту на откуп коммерческим компаниям.