В университете Беркли поставили под сомнение рейтинги российских вузов
Университеты из РФ, заключавшие коммерческие контракты с ведущей рейтинговой компанией QS, независимо от качества образования занимали более высокие места в QS World University Rankings, утверждается в исследовании Калифорнийского университета Беркли (США), опубликованного 1 мая в University World News.
Согласно исследованию, на положение университетов в рейтингах оказывает влияние коммерческая деятельность компаний — составителей рейтингов, которые заключают договоры на оказание консалтинговых и аналитических услуг с университетами. В работе, проведенной старшим научным сотрудником Игорем Чириковым, были исследованы изменения положения вузов из РФ в QS World University Rankings в зависимости от того, заключали ли они контракты с компанией QS.
Чириков сравнил данные о позициях 28 университетов РФ в рейтинге QS, начиная с 2016 года, с положением этих вузов в рейтинге Times Higher Education (THE) и с данными официальной статистики. Исследователь обнаружил, что если университет заключал коммерческие контракты с QS, то в рейтинге, составленном компанией, его позиции улучшились на 0,75 стандартного отклонения (примерно 140 позиций) больше, чем университеты, не имевшие деловых отношений с QS.
«Это первое на сегодняшний день эмпирическое свидетельство того, что конфликт интересов рейтинговых агентств может негативно повлиять на результаты в рейтинге университетов», — утверждается в исследовании.
Ранее, в марте, сообщалось, что количество российских вузов в Международном предметном рейтинге, ежегодно составляемом британской компанией Quacquarelli Symonds (QS), увеличилось до 40, а представленных в топ-100 исследования программ — до рекордных 47. Показатели оценивались по 51 дисциплине в пяти предметных областях. Были проанализированы 13,8 тыс. учебных программ в 1 440 университетах по всему миру.
Напомним, в мае 2012 года президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить к 2020 году вхождение не менее пяти отечественных вузов в первую сотню ведущих мировых университетов.
В октябре 2019 года заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова доложила, что в сотню ведущих университетов вошло семь российских вузов.
Не секрет, что рейтинги компаний из различных секторов экономики используются в рекламных целях и рейтинговые агентства, их составляющие, бывают ангажированы коммерсантами. Удивительно, что впервые появились данные, что университеты, которые по сути давно являются коммерческими структурами, могут использовать этот механизм.
По всей видимости, увеличение после пандемии числа программ онлайн-обучения, предлагаемых вузами, обострило ситуацию на рынке образования. В результате мы имеем дело с конкурентной борьбой рейтинговых агентств, в которой в качестве «мальчика для битья» выбраны российские вузы. Демонизация России на Западе набирает обороты, и такой выбор выглядит естественным.