Эксперты показали основные приемы вербовщиков-исламистов в интернете

Изображение: Defense.gov
Встреча бойцов США и старейшин племен. Афганистан
Встреча бойцов США и старейшин племен. Афганистан

Религиозный фактор является одним из основных при вербовке молодежи в международные террористические формирования через интернет, заявили сотрудники узбекского некоммерческого Центра изучения региональных угроз (ЦИРУ) в своем докладе «Определение общих проблем, с которыми сталкиваются целевые группы, включая местное население, уязвимые группы населения и заинтересованные стороны». Доклад опубликован 25 ноября на сайте Центра.

По результатам исследования, проведенным директором Центра Виктором Михайловым и его заместителем Джахогиром Пирмухамедовым, вербовщиков интересует прежде всего молодежь, имеющая базовые религиозные понятия. При этом вербовщики стараются максимально использовать интернет в своей пропагандистской деятельности. Они работают через социальные платформы Youtube, Zoom, FB, Telegram, Instagram.

При этом процесс вербовки разделяется на несколько этапов. Первый этап включает в себя проповеди, в которых вербовщики подвергают сомнению официальную позицию духовенства и государства, искажают их позицию, трактуют ее по своему. Таким образом они придают официальной умеренной позиции, традиционной для народов Средней Азии, иной подтекст и иную географическую привязку.

Например, они начинают вместо словам «Сирия» использовать термин «земля Шама», что меняет посыл сообщений. Они в своей трактовке начинают использовать термины «джихад» (усердие на пути к Всевышнему), «кяфиры» (неверные), «муртады» (отступники), «муджахидин» (борцы).

Также вербовщики-проповедники начинают внедрять стереотипы, не имеющие ничего общего с традиционным исламом. Например, после искажения официальной позиции духовенства, вербовщики могут вполне использовать стереотип «джихад, как борьба с кяфирами», «муджахидин, как борец со злом и несправедливостью», «муджахидины попадают сразу на небеса», «силовики, как инструмент террора» и т. п.

При этом исследователи отмечают, что несправедливость, с которой сталкиваются мигранты в странах-работодателях, часто подталкивает их к вербовке в террористические организации.

Вербовщики-пропагандисты создают в интернете искаженный контент, который ориентирован на впечатлительную молодежь, неуверенных, неустроенных мигрантов. Они формируют язык вражды, используют иллюстрации и демонстрации материалов, оправдывающие действия террористов.

На последующих этапах вербовщики создают картину, в которой «братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Сирии и Афганистане оказываются в тяжелом положении и нуждаются в помощи. В этих картинах создается героический образ «муджахиддина-борца», который защищает единоверцев, женщин, стариков и детей.

При этом часто уточняется, что помощь братьям по вере не обязательно должна быть экстремистской, помогать можно работая на них поваром, медбратом, строителем и т. п. Брать в руки оружие, по словам вербовщиков, совсем не обязательно.

Также серьезным стимулом является денежное вознаграждение, которое обещается будущим террористам.